России и ее

Угольная пр-ть — важное звено ТЭК. Кроме того, уголь используется как технологическое сырье и топ­ливо в металлургии и химической пр-ти. В настоящее время нарастает кризис, усиливающийся социальны­ми и экологическими проблемами. Себестоимость (общая сумма затрат на получение 1 т угля, выражен­ная в денежной единице) в угольной пр-ти зависит от способа добычи угля, глубины добычи, горно-геологи­ческих условий и качества угля — его калорийности. В большинстве угольных бассейнов требуется корен­ная модернизация оборудования шахт и разрезов при закрытии неэффективных. Основные угольные базы — Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский, частично Донецкий бассейны. Возрастает роль Южно- Якутского бассейна, а Подмосковного — снижается.

Электроэнергетика. Электроэнергия потребляется повсеместно, и стоимость ее получения входит в себе­стоимость продукции всех отраслей хоз-ва. С этим свя­зана необходимость строительства электростанций на базе гидроресурсов, т. к. самую дешевую энергию полу­чают на ГЭС, и дешевого топлива. Основную долю электроэнергии вырабатывают ТЭС, хотя их доля по­степенно снижается. ТЭС созданы в р-нах: а) добычи топлива; б) потребления (крупные промышленные центры и города). Широко используются теплоэлект­роцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как электроэнер­гию, так и тепло. Крупнейшие ТЭС — Сургутская, Ко­стромская, Рефтинская. ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Крупнейшие ГЭС — на реках Енисей (Красноярская, Саянская), Ан­гара (Братская, Усть-Илимская). Перспектива: а) пере­ход к созданию средних по мощности ГЭС на притоках крупнейших рек Сибири; б) повсеместное строительст­во малых по мощности ГЭС. АЭС создавались в р-нах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но требуется много электроэнергии. Большин­ство АЭС построены в Европейской части. В России ра­ботают 9 крупных АЭС: Курская, Смоленская, Твер­ская, Нововоронежская, вблизи С.-Петербурга, Бала – ковская (Саратовская обл.), Белоярская (Урал), на Коль­ском п-ове, Билибинская (Дальний Восток).

Энергосистемы — группы электростанций разных типов, объединенные ЛЭП и управляемые из одного центра. Энергосистемы объединяются в Единую энер­гетическую систему (ЕЭС), которая охватывает терри­торию в 10 млн км2 с населением 220 млн человек.

Причины изменения перспектив в развитии ТЭК: 1) увеличение добычи и использования газа, глубокая переработка нефти, внедрение новых тех­нологий во все отрасли ТЭК; 2) использование нетра­диционных источников энергии: создание солнеч­ных, ветровых, геотермальных электростанций.

Комплексы по производству конструкционных материалов и химических веществ (КПКМХВ)

КПКМХВ включают взаимодействующие и взаи­модополняющие друг друга комплексы: металлур­гический, химико-лесной и производство строймате­риалов. Такое объединение обусловлено: а) участием в производстве конструкций, предназначенных для изготовления каких-либо готовых изделий или со­оружений; б) многие виды продукции КПКМХВ вза­имозаменяемы (пример: металл и стройматериалы в настоящее время все активнее замещаются пласт­массами и полимерами).

Соотношение между комплексами и их значение в российской пр-ти отличаются от аналогичных по­казателей развитых стран мира. Например, если в России по объему производства металлургический комплекс лишь незначительно уступает химико-лес – ному (соответственно 10,6% и 11,8%), то в ФРГ гос­подствуют химия и нефтехимия (14,3% по объему производства), а металлургическая (4,7%) и лесная пр-ть (4,9%) значительно им уступают.

Добывающая пр-ть (ДП) — совокупность отрас­лей, производящих добычу разнообразного сырья. Особенности ДП: 1) предметы труда в ней даны самой природой; 2) уровень развития и география ДП сильно зависят от природных условий и ресур­сов; 3) многие виды ресурсов ограничены и не возоб­новляются; 4) ДП очень трудоемка и требует дорого­стоящего оборудования. Негативные черты ДП: 1) большие нарушения литосферы; 2) при добыче те­ряется огромное количество основного сырья; 3) сла­бое внедрение прогрессивных методов добычи: гео – и биотехнологии; 4) добытые полезные ископаемые используются в 2—4 раза хуже, чем в других стра­нах; 5) слабое использование вторичных ресурсов; 6) не происходит характерного для всех развитых стран снижения темпов развития ДП и сокращения добычи важнейших видов ресурсов.

Ресурсные базы (РБ) — крупные сочетания ре­сурсов, имеющие общегосударственное значение и охватывающие обширные территории. РБ: Северо – Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Южно-Сибирская, Приморская, Северо-Восточная.

Металлургический комплекс (МК)

МК — совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входит черная и цветная металлургия. В современном производ­стве из используемых металлов 90% составляют

Схема металлургического комбината

Физическая география часть 7

черные металлы (железо и его сплавы). Число цвет­ных металлов гораздо больше (их более 70), и они обладают более ценными свойствами. В народном хоз-ве наиболее широко применяются следующие группы металлов: легкие (алюминий, титан, маг­ний), тяжелые (медь, свинец, цинк, никель, олово), благородные (золото, серебро, платина), редкие (вольфрам, молибден, теллур, торий).

Большинство предприятий черной металлур­гии — комбинаты, которые представляют собой со­четание совместно размещенных предприятий, объ­единяющихся общностью технологических процес­сов и единым управлением.

Цветная металлургия (ЦМ). Продукция ЦМ должна отличаться прочностью, пластичностью, ус­тойчивостью против коррозии. Этим требованиям отвечают алюминий, титан и сплавы на их основе. По размерам производства и потребления алюминий занимает 1-е место среди цветных металлов. Приме­няют в авиации, строительстве (крыши, гофриро­ванные балконы), электротехнике (заменитель меди при изготовлении кабеля), пищевой пр-ти (фольга), металлургии (легирующая добавка). Производство алюминия состоит из 2-х стадий: 1) получение гли­нозема (предприятия располагаются в р-нах добычи сырья); 2) выплавка из него металла (производство тяготеет к дешевому источнику электроэнергии).

Производство тяжелых металлов. Содержа­ние меди, свинца, цинка, олова, никеля в рудах очень низкое (в медной руде содержится всего 1% меди). Производство состоит из нескольких ста­дий: в местах добычи сырья — обогащение руды (флотационным способом) и плавка обогащенной руды (продукция — черновой металл); последую­щие стадии ориентируются на сырьевые базы в сочетании с центрами машиностроения — очистка чернового металла от вредных примесей (про­дукт — рафинированный металл) и производство сплавов и проката.

лесная пр-ть

Металлургические базы. На размещение МК большое влияние оказывают: а) особенности ис­пользуемого сырья (руды); б) применяемый для получения металла вид энергии; в) география сы­рьевых и энергетических источников.

Металлургические предприятия (МП) по террито­рии страны распределены крупными группами. Группа МП, использующая общие рудные или топ­ливные ресурсы и обеспечивающая главные потреб­ности хоз-ва страны в металле, называется основной металлургической базой (МБ). Выделяются 3 МБ:

1) Центральная. Создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского р-на, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассей­на не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры — Череповец, Липецк, Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско-Карельском р-не, из местных руд произво­дят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Канда­лакша). В Московской обл. — предприятия по перера­ботке лома цветных металлов (Подольск), производству урана (Электросталь);

2) Сибирская. В ее составе выделяют р-ны: а) Южно-Сибирский — развивается на угле Куз­нецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупней­ший производитель алюминия из местного (ачин – ского) и уральского глинозема. Центры — Братск,

Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добы­ча и переработка полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе — использование меди Забайкалья (Удокан); б) Северо-Сибирский — раз­вивается на разработке богатейших залежей медно – никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывает­ся на месте, а часть — на предприятиях Кольского п-ва и Красноярска;

3) Дальневосточная. Планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных же­лезных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно – Якутский бассейн). Добыча золота, олова, германия и др. ЦМ ведется на Дальнем Востоке несколько де­сятилетий. С распадом СССР существовавшая ранее единая система взаимодействующих МБ прекратила свое существование.

Проблема металлургии заключается в необходи­мости перевооружения металлургических комбина­тов и использования огромных запасов металлоло­ма, что потребует строительства мини-заводов с ис­пользованием современных технологий.

Химико-лесной комплекс (ХЛК)

Ведущей отраслью ХЛК является химическая пр-ть (ХП). Особенности ХП: 1) создает новые мате­риалы, которые превосходят по многим качествам натуральные продукты; 2) имеет большие возмож­ности комбинирования (химтехнология позволяет комплексно использовать сырье, получая из одних и тех же видов сырья различные продукты; 3) обладает обширной сырьевой базой: все виды горючих ископа­емых, древесина, вода, воздух, производственные от­ходы. Однако основным сырьем становятся продукты нефтепереработки и коксования угля.

Состав химико-лесного комплекса

Химико-лесной комплекс

химическая пр-ть

А

/

\

А

1

2

3

4

5

6

(

J

Продукция химической пр-ти:

1 — бытовая и фотохимия; 2 — изделия из пластмасс;

3 — производство минеральных удобрений (калийные, фосфатные, азотные); 4 — производство полимерных материалов (синтетический каучук, хим. волокна, синтетические смолы); 5 — производство кислот, щелочей, солей; 6 — производство органич. кислот, спиртов; 7 — добыча серы, солей, карбонатного сырья

Продукция лесной пр-ти: 1 — целлюлоза; 2 — бумага; 3 — картон;

4 — древесные плнты; 5 — мебель

Предприятия ХП нужно располагать с учетом высокой энерго – и водоемкости производств, и от­рицательного воздействия на среду.

Выделяются 4 химико-лесные базы:

земледелие, животноводство

1) Центральная — ресурсодефицитная; сфор­мировалась с ориентацией на огромный потреби­тельский спрос. Здесь производят каучук и шины (Ярославль, С.-Петербург), хим. волокно (Центр), пластмассы (Подмосковье, С.-Петербург), сложные удобрения (Тульская, Московская, Ленинградская обл.). Во всех крупных городах действуют мебель­ные ф-ки;

2) Северо-Европейская — обладает богатейшими запасами химического сырья (Хибинские апати­ты), леса, топливно-энергетических и водных ре­сурсов. В перспективе — дальнейшее развитие ХП возможно за счет глубокой переработки местных ресурсов нефти и газа. Крупные лесоперерабаты­вающие предприятия производят бумагу и целлю­лозу (Кондопога, Сегежа), пиломатериалы и дре­весные плиты (Архангельск, Сыктывкар);

3) Волго-Уральская — наиболее сбалансирован­ная по разнообразию и пропорциям запасов сырья, комбинации и мощи возникших произ­водств. ХЛК по масштабам — крупнейший в Рос­сии (соответственно 30% и 50% производства хим. и нефтехим. продукции, 13% продукции лесной пр-ти). Химкомплексы: Соликамско-Берез – никовский, Уфимско-Салаватский, Самарский (минеральные удобрения, сода, каучук, пластмас­сы). Бумажная пр-ть — Краснокамск, Пермь. Дальнейшее развитие ограничено экологическим фактором, т. к. интенсивно загрязняются воздуш­ный и водный бассейны;

4) Сибирская — перспективная. По запасам и разнообразию ресурсов превосходит Волго-Ураль- скую. Хим. переработке подвергаются нефть, газ и уголь Западной Сибири, соли (Усолье Сибирское), лес. Особенно интенсивно развиваются нефтехимия (Тобольский и Томский химкомплексы, Омск, Ан­гарск), углехимические (представлены в Кемерово и Черемхово) и лесопромышленные производства (Красноярск, Братск, Усть-Илимск).

Проблемы, требующие неотложного решения: а) старое оборудование (средняя степень износа — 50%); б) слабо развиты наиболее современные от­расли (химия органического синтеза и полимеров);

в) нерациональное использование лесных ресурсов;

г) низкое качество производимой продукции.

Агропромышленный комплекс (АПК)

АПК — совокупность взаимосвязанных отрас­лей хозяйства, участвующих в производстве, пере­работке сельскохозяйственной продукции и доведе­нии ее до потребителя.

Ведущей отраслью АПК является сельское хоз – во, которое отличается от остальных отраслей ма­териального производства: а) сезонностью произ­водства продукции; б) на его развитие оказывают воздействие природные условия; в) земля — одно­временно средство труда и предмет труда. Сельско­хозяйственные угодья составляют 218 млн га (13% площади земли). Значительная часть из них — переувлажненные или засушливые территории. В связи с этим огромное значение имеет мелиорация (улучшение) земель.

Структура АПК

Сельское хоз-во

Заготовка, переработка и реализация продуктов

легкая и пищевая пр-ть, питание, торговля

пр-во машин и оборудования, удобрений и ядохимикатов

Земледелие (растениеводство). Отраслевой со­став — сложный из-за большого разнообразия куль­турных растений (зерновые, бахчевые, овощи, цит­русовые и т. д.). География отраслей земледелия за­висит от: а) наличия земель, пригодных для пашни, их плодородия; б) климатических условий; в) биоло­гических особенностей с.-х. культур. Основную часть продукции дает полеводство. Его основная от­расль — зерновое хоз-во, в котором важнейшая культура (44% сбора) — пшеница: яровая — степи Поволжья, Урала, Сибири и Нечерноземье; ози­мая — южные районы (Северный Кавказ). Техничес­кие культуры — растения, используемые как сырье для отдельных отраслей промышленности. Эти культуры трудоемки и размещаются очагами: посе­вы льна — на северо-западе Европейской части Рос­сии, подсолнечник — в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Садоводство и виноградарство как крупные отрасли земледелия представлены только в южных р-нах.

Животноводство. Отрасли животноводства: 1) ско­товодство — дает самый большой объем продукции (в т. ч. 2/б мяса) и имеет наибольшую численность по­головья. Основная продукция — мясо, молоко; 2) сви­новодство (Уз мяса) — наиболее развито в зонах зер­нового хоз-ва и картофелеводства, а также вблизи крупных городов и центров пищевой пр-ти; 3) овцевод­ство — имеет большое народнохозяйственное значе­ние (шерсть — сырье для текстильной пр-ти). Районы овцеводства — полупустыни и горные территории; 4) птицеводство — главные зерновые р-ны, а также вблизи крупных городов; 5) коневодство — Северный Кавказ, юг Урала; 6) оленеводство — крайний север Сибири и Дальнего Востока.

Отрасли, обеспечивающие АПК техникой, удоб­рениями, комбикормами, определяют общий уро­вень интенсификации АПК. Центры производства с.-х. техники приближены к р-нам потребления: зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на – Дону, Красноярске, льноуборочные и картофелеубо­рочные — в центральных районах (Рязань, Тула).

Отрасли пищевой и легкой пр-ти АПК развиты недостаточно. Основное назначение пищевой пр – ти — производство продуктов питания. Закономер­ности размещения: 1) к р-нам производства с.-х. сырья, использующим необработанное сырье, при­урочены рыбная, крупяная, маслодельная, сахар­ная, чайная, консервная пр-ть; 2) к р-нам потребле­ния готовой продукции тяготеют отрасли, исполь­зующие сырье, прошедшее переработку, — мака­ронная, кондитерская, хлебопекарная и др.

Особенности легкой пр-ти: а) продукция непо­средственно влияет на уровень жизни людей; б) трудоемкая отрасль, в которой заняты преиму­щественно женщины; в) размеры предприятий не­велики и не требуют много энергии и воды. Ос­новные группы отраслей легкой пр-ти по особен­ностям их размещения: 1) отрасли по первичной переработке сырья (ориентация на сырье); 2) текс­тильная пр-ть (ориентация на сырье и потребите­ля); 3) швейная и обувная пр-ть (ориентация на потребителя). Уровень развития недостаточен, т. к. качество и количество выпускаемых товаров не соответствуют мировым стандартам и спросу.

Инфраструктурный комплекс (сфера услуг)

Инфраструктурный комплекс (ИСК) объединя­ет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные ус­луги. Услуги — особый вид продукции, которая по­требляется не в виде вещи, а в форме деятельности.

Классификация услуг

Физическая география часть 7

Виды услуг:

1 — торговля; 2 — общественное питание;

3 — жилищно-коммунальные;

4 — бытовое обслуживание; 5 — транспорт; в — 6МйЬ

Связь

Основная задача связи — передача информация. Россия не входит в глобальную систему связи из-за отсутствия необходимого количества линий и отсут­ствия современных видов связи внутри страны. По уровню телефонизации Россия уступает Италии в 7 раз, США — 6,5, ФРГ — 3,5 раза.

Необходима реализация международного проек­та прокладки трансроссийской артерии оптико-во­локонной связи протяженностью 18 тыс. км, кото­рая в перспективе может стать составной частью ми­ровой системы (Япония—Находка—Москва—Евро­па).

Радиофикация в России занимает среднее место среди развитых стран. Телевидение (ТВ) — вещанием охвачено 90% населения страны. По обеспеченности телевизорами Россия занимает одно из ведущих мест, а в области многоканального и спутникового ТВ усту­пает всем развитым странам мира; отстает и в разработ­ке ТВ высокой четкости.

Транспорт

Основные задачи: 1) обеспечение связей между от­дельными отраслями и р-нами страны; 2) своевремен­ное обеспечение потребностей народного хоз-ва и насе­ления в перевозках; 3) повышение экономической эф­фективности работы транспорта.

Виды транспорта

железнодорожный

Сухопутный

автомобил ьный

морской речной

Физическая география часть 7

Виды услуг:

1 — образование; 2 — культура; 3 — здравоохранение;

4 — физическая культура;

5 — государственное управление; 6 — оборона;

1 — охрана общественного порядка

ИСК подразделяется на 2 самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система включает транс­порт и связь, основная задача которых — переме­щение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.

Химической пр

Воздушный

авиационный

нефтепроводы

Трубопроводный

газопроводы

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными уз­лами, т. е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Сухопутный транспорт. Железнодорожный (ж/д) — ведущий в транспортной системе России.

География железных дорог (ж. д.): 1) в Европей­ской части конфигурация ж. д. представляет собой кольцо, центр которого — Москва. От нее отходят в разные стороны радиусы к С.-Петербургу, Смолен­ску, Нижнему Новгороду; 2) на восток от Европей­ского кольца количество широтных магистралей (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу) резко уменьшается. После распада СССР участки широт­ных ж/д магистралей — Транссибирской, Средне – Сибирской, Южно-Сибирской — оказались за преде­лами России. Единственно российский участок Ека­теринбург—Тюмень—Омск не в состоянии обеспе­чить все нарастающую нагрузку.

Важнейшая задача — строительство новых ж. д. на востоке России. Построена Байкало-Амурская магистраль, начато строительство Амуро-Якутской (Беркакит—Томмот—Якутск), планируется продол­жение на восток Печорской (Салехард—Воркута— Коноша).

Современный этап развития характеризуется электрификацией ж. д., благодаря которой увеличива­ется пропускная способность в 2 раза. Особое направ­ление НТП — создание высокоскоростных ж/д маги­стралей.

Автомобильный — один из самых дорогих видов транспорта. Дальние перевозки осуществляются в се­верных и восточных р-нах, горах Кавказа, где отсут­ствует другой вид транспорта.

География автодорог схожа с географией ж/д ма­гистралей. Крупнейшие дороги (12) радиусами рас­ходятся от Москвы к С.-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В настоящее время завершает­ся строительство участка дороги, соединяющей ев­ропейскую часть России с Дальним Востоком.

Направления развития автодорожного транс­порта: а) прокладка новых магистралей; б) стро­ительство дорог в сельской местности; в) совершен­ствование выпускаемых моделей автомобилей и автобусов; г) увеличение значения автотранспорта с дизельным двигателем.

Водный транспорт. Морской транспорт (МТ). МТ имеет огромное значение. Из-за распада СССР воз­можности страны для использования МТ в междуна­родной торговле и во внутренних перевозках резко ухудшились. Хоз-во МТ: флот, порты, судоремонт­ные з-ды. По тоннажу занимает 7-е место после Ли­берии, Панамы, Японии, Норвегии, США и Греции. Крупных портов — 11, а всего 39, что недопустимо мало.

В грузообороте МТ главное значение принадле­жит портам: а) Тихоокеанского бассейна, которые снабжают товарами северо-восток страны, осущест­вляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австралией; б) Балтийского бассейна, обеспечиваю­щим внешние связи со странами Европы и Америки; в) Черноморского бассейна, обеспечивающим экс­порт нефти (грузооборот сократился в связи с паде­нием добычи нефти); г) Северного бассейна, по морям которого проходит Северный морской путь, обеспечивающий снабжение р-нов Крайнего Севера.

Речной транспорт (РТ). РТ огромное значение имеет там, где протекают многоводные реки; по рекам экономичны перевозки объемных грузов (леса, нефти, хлеба, стройматериалов). Волго-Камский бассейн — стержень Единой глубоководной системы Европей­ской части России.

Перспективы развития водного транспорта: а) реконструкция важнейших каналов; б) стро­ительство новых морских и речных портов; в) рас­ширение географии смешанных перевозок (река— море) внутри страны и на международных линиях.

Воздушный и другие виды транспорта. Авиаци­онный транспорт (AT). Главная специализация

AT — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все р-ны страны.

Трубопроводный транспорт (ТП). По величине выполняемой работы ТП приближается к ж/д транс­порту. По трубопроводам передается 97% нефти. В перспективе возможна транспортировка с помощью воды в измельченном виде твердых материалов (уголь, руда).

Сфера обслуживания (СО)

СО имеет сложный состав, в котором важное значение принадлежит рекреационному хоз-ву. В России насчитывается 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятни­ков, тысячи источников минеральных вод и лечеб­ных грязей. Основная часть рекреационных учреж­дений размещается в Европейской части страны. Выделяются р-ны, образовавшиеся: а) на основе природных ресурсов и условий; б) вокруг крупных городов; в) вокруг ценных культурно-исторических объектов.

Специализация рекреационных р-нов может быть санаторной, курортной, туристической. По­требности населения в организации отдыха и лече­ния удовлетворяются на 50%.

Территориальная организация и районирование России

Межрайонное географическое разделений труда — хозяйственная специализация отдельных территорий, которые производят продукцию для других р-нов страны.

Физическая география часть 7

На основе специализации территории, которая складывается исторически, формируются эконо­мические р-ны — крупные компактные части территории страны, охватывающие несколько единиц административно-территориального деле­ния России. Экономические р-ны отличаются: а) хозяйственной специализацией и сочетанием ее отраслей; б) особенностями исторического разви­тия хоз-ва; в) географическим положением; г) при­родными и трудовыми ресурсами.

На территории России по совокупности природ­ных и хозяйственных признаков выделяются 9 экономических р-нов в пределах Западного и Вос­точного макрорегионов: I. Центральная Россия; П. Северо-Западная Россия; III. Европейский Се­вер; IV. Урал; V. Поволжье; VI. Европейский Юг; VII. Западная Сибирь; VIII. Восточная Сибирь; IX. Дальний Восток.

В пределах экономических р-нов выделяются территориально-производственные комплексы (ТПК) — взаимосвязанное сочетание различных предприятий и расселения на компактной террито­рии, которое может дать экономию средств, повы­сить производительность труда, обеспечить решение экологических проблем.

Западный макрорегион (Европейская Россия)

Центральная Россия

В состав Ц. России входят 3 экономических р-на: Центральный, Волго-Вятский и Центрально чер­ноземный. Административно-территориальные еди­ницы Цен, экон. р-на: Москва (город федерального значения) и 12 областей (Московская, Смоленская, Брянская, Калужская, Рязанская, Орловская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Костром­ская, Ярославская, Тверская).

Административно-территориальные единицы Волго-Вят. экон. р-на: 3 республики (Марий-Эл, Мордовия, Чувашия) и 2 области (Нижегородская, Кировская).

Административно-территориальные единицы Ц.-Черн. экон. р-на: 5 областей (Липецкая, Кур­ская, Тамбовская, Воронежская, Белгородская).

ЭГП. Выгодное положение на водоразделах Волги, Днепра, 3. Двины и Дона; равнинность тер­ритории благоприятна для интенсивного заселения и освоения под сел. хоз-во; густая сеть железнодо­рожных магистралей.

Природные ресурсы. Основное богатство Ц. Рос­сии — железная руда Курской магнитной анома­лии (КМА), земельные ресурсы, на севере — лес, водные ресурсы.

Население. В национальном составе преоблада­ют русские, и только на востоке в республиках ком­пактно проживают марийцы, чуваши и мордва. Гос­подствует городское население: насчитывается 364 города и свыше 600 поселений городского типа. На­чались процессы переселения жителей зоны Севера в нечерноземные области, формирования фермер­ских хоз-в.

Экономика. Специализация — наукоемкое ма­шиностроение, в меньшей степени химическая, ме­таллургическая, лесная, а также легкая (текстиль­ная) пр-ть.

Машиностроительный комплекс выпускает раз­нообразную продукцию для всей страны. Продук­ция точного машиностроения (станки, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислитель­ная техника) составляет 1/г продукции страны. Доля транспортного машиностроения (автомобили, само­леты, речные и морские суда, оборудование для ж/д транспорта) в производстве страны составляет 1 /г.

Комплекс предприятий, производящих кон­струкционные материалы:

— черная металлургия развивается на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные метал­лургические центры — Липецк, Старый Оскол, Тула;

— химическая пр-ть производит каучук, шины (Ярославль), хим. волокна (Ц. р-н), пластмассы; минеральные удобрения (Подмосковье);

— лесная, деревоперерабатывающая, целлюлоз­но-бумажная пр-ть представлены на севере и севе­ро-востоке Ц. России.

Текстильная пр-ть использует в основном при­возное сырье и хим. волокна. Главные центры — Москва, Иваново.

ТЭК использует гл. обр. топливо и энергию дру­гих р-нов, а из местных — бурый уголь, торф, гид­роресурсы Волги, Свири и Волхова и электроэнер­гию ТЭС, ГЭС, АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская).

В АПК по специализации выделяются 3 района: 1) южный — приурочен к черноземным почвам; ос­новная продукция — зерно, подсолнечник, карто­фель, сахарная свекла, мясо, молоко, яйца; пище­вая пр-ть (мукомольная, маслобойная, свеклоса­харная, табачная, мясная) создана на базе сел. хоз – ва; 2) междуречье Оки и Волги; преобладает приго­родное сел. хоз-во и мощная пищевая пр-ть; 3) се­веро-западный — р-н льноводства и молочного жи­вотноводства.

Транспортный комплекс служит для обеспече­ния экономики Ц. России и ее городов сырьем и топ­ливом. Густая сеть железных и автомобильных дорог имеет радиально-кольцевой характер. Постро­ена скоростная ж. д. Москва — С.-Петербург; водные перевозки осуществляются по Волге, Волго-Балтий – ской системе и каналу им. Москвы; крупнейшая система авиалиний расходится от Москвы.

Формируется туристско-экскурсионная отрасль.

Промышленные узлы сосредоточены вдоль транспортных путей в местах пересечения их коль­цевыми трассами.

Северо-Западная Россия

Административно-территориальные единицы С.-З. России: Ленинградская, Новгородская, Псковская обл., С.-Петербург (город федерального значения), Калининградская (анклав).

ЭГП выгодное, что определяется выходом в море (Балтийское), наличием крупнейшего порта на Бал­тике (С.-Петербург) и пограничным положением.

Природные ресурсы. Водными ресурсами обес­печена (многоводные реки, 7 тыс. озер), а запасы минеральных — незначительны.

Население в основном составляют русские, жи­вущие в городах.

Экономика. Специализация — многоотраслевое машиностроение, связанное с оборонным комплек­сом. Продукция: морские суда, оптическое и элек­тронное оборудование, турбины и генераторы, обо­рудование для АЭС.

Цветная металлургия и передельные заводы черной металлургии тесно связаны с машинострое­нием.

Развиты химическая, лесная, легкая и пищевая пр-ть.