Алтайцы

Алтайцы Алтайцы

Алтай, как считают многие историки,— край, откуда вышли предки разных народов Сибири, азиатских степей и, опосредованно, некоторых европейских народов. Во все стороны света рассеялись из алтайского центра или проходили через него утрофинские, тюркские и. монголоязычные племена. Половцы, гунны, якуты, киргизы — всех не назвать.

Уходили одни, приходили другие. Долго владели южноалтайскими землями монголы, ойраты. Потому даже в советской документации, вплоть до 1948 года, алтайские аборигены неправильно назывались ойратами.

Со времен Ермака селятся на Алтае русские, бежавшие от царских дьяков, «за Камень» (так когда-то назывался этот район), а позже спасались на этой земле от церковного притеснения старообрядцы.

Но с глубокой древности живут здесь и коренные алтайцы. Они иногда перекочевывали из долины в долину, но родину никогда не покидали. Были немногочисленны, жили рассеянно — не огромной территории Горного Алтая их насчитывалось не больше нескольких десятков тысяч человек. Собственно, и алтайцами-то стали их называть лишь в нашем веке, признав одним народом, состоящим из разных этнических групп, родственных между собой. А были это алтайкижи — жители южной части Горного Алтая — как раз они считают себя самыми настоящими алтайцами,— соседствующие с близкими им по языку и культуре теленгитами и телесами (телеутами), а также обитатели северной части Горного Алтая: тубалары, кумандинцы и челканцы.

Даже просто по названию видно, что объединение «алтайцы» — чисто территориальное. Для них же самих всегда было важно знать, кто к какому роду принадлежит, по какой реке живет. А диалекты, принадлежащие к восточной ветви тюркских языков, достаточно понятны каждому из соседей, так что общаются они без особых затруднений.

Две упомянутые группы — южная и северная — различаются по типу хозяйства, роду занятий, поскольку различна сама природа горноалтайских районов. Южная часть — это прежде всего сочетание гор и степей, причем степями здесь называются плоскогорья и высокогорные долины. Поэтому живущие здесь алтайкижи и теленгиты заняты в в основном скотоводством — разводят лошадей, овец, рогатый скот. Северная часть Горного Алтая почти сплошь покрыта тайгой. (Интересно, кстати, что первоначальный смысл слова «тайга» — это одновременно и гора, и растущий на ней лес.) Здесь веками, если не тысячелетиями, велось охотничье хозяйство, сочетавшееся с собирательством. Первое было делом мужчин, второе — женщин. Земледелие, как и раньше, ограничивается лишь небольшими участками. Промысел кедрового ореха, игравший еще недавно столь важную роль, теперь из-за хищнического уничтожения кедрача, затопления долин для гидроэлектростанций и прочих причин сошел на нет.

Разница в образе жизни, в типе хозяйства сказалась и на быте, в частности на жилище алтайцев. Живут они в юртах, но слово «юрта» у алтайцев не значит, как нам привычно, «жилище». Это скорее поселение, в котором живет человек. А сама известная у кочевых народов азиатских степей «юрта», «кибитка» — полусферическое жилье — есть и у южных алтайцев, только называется оно здесь «аил» (айл, айыл). Вернее, так называется любое жилище, а именно «юрта» зовется «кереге». Устройство аила то же, что у юрты окрестных народов.

Другой, вероятно, более древний вид жилья у алтайцев — конусообразный, наподобие сибирских чумов. У алтайкижи он называется чадыр, у теленгитов — алачик. При постройке такого аила сначала на земле укладывается обруч из лиственницы, удерживающий нижние концы каркасных жердей, которые сходятся наверху и схватываются там кожаным ремнем. Каркас покрывается лиственничной либо сосновой корой, и получается шатер высотой около трех метров. В диаметре он примерно такого же размера. И в том, и в другом жилище очаг находится в центре.

Конический шатер издавна был известен и у северных алтайцев, но полуоседлый образ жизни охотников привел к тому, что на северном Алтае раньше распространился дом русского типа (сейчас он преобладает). Впрочем, здесь известен и еще один вид жилища, как бы промежуточный между избой и юртой — кереге. Стены такого дома образуют в плане многоугольник (чаще всего шестиугольник). Сложены они из бревен, потому такой дом называется «черте айл» — то есть рубленый. Крыша же бывает и полусферической, и конусообразной, в зависимости от того, как кладут жерди. Покрывается она корой. Не исключено, что такой вид дома — результат знакомства с русскими избами, тем более что появились многоугольные юрты в Горном Алтае не раньше прошлого века.

Вообще же сруб был, видимо, известен здесь еще до нашей эры, но до нас дошли только могильники с обложенными бревнами стенами. Алтайцы об этих курганах знают, но не считают их принадлежащими своим предкам. Дело в том, рассказывают легенды, что прежде здесь жили какие-то другие люди, но когда на Алтае появилась береза, они ее испугались и спрятались — ушли жить в подземные срубы. А у алтайцев береза стала священным деревом, самым любимым в народе. Говорят даже, что когда у алтайцев была своя письменность, то записи делались на бересте (вспомним северных славян, имевших такую же «бумагу»). Вот только однажды береста с алфавитом намокла, ее положили просохнуть на солнце, а корова подошла и съела бересту, и остались алтайцы без грамоты. Так ли, нет ли, но, судя по всему, и древние рунические надписи на камнях — орхонская письменность, и монгольская ойратская — не были широко распространены у алтайцев. Только после Октябрьской революции в основу ученья легла здесь грамота, созданная на базе русского алфавита.

Алтайский фольклор исключительно богат. Мифы, легенды, песни, сказки. Исконная система верований у алтайцев — шаманизм, искоренявшийся на юге ламаизмом, на севере — православием.

Шаманские легенды алтайцев поразительно похожи на «отреченные сказания» византийцев, русских и иранцев. Например, у разных народов южной и восточной Европы есть рассказ о сотворении мира. Христиане считали, что это сделали добрый Бог и злой Сатанаил. А у алтайцев ими были небесный бог Ульгень и подземный чернобог Эрлик. Алтайская легенда рассказывает: когда земли еще не было, а только один океан, плавали боги в образе уток. Нырнул однажды Ульгень, достал со дна ил и разбросал его — получилась земля. А Эрлик достал камушки и их разбросал — вышли горы. И еще выманил Эрлик (а по древней христианской легенде это сделал Сатаяаил) у Ульге-ня обманным путем обещание, что люди, которых тот сотворил, будут после смерти принадлежать ему, владыке подземного царства.

Другая алтайская легенда, также созвучная европейским, повествует о том, как слепил Ульгень человека из глины и оставил просыхать, а стеречь его поручил собаке. Шерсти тогда у собак не было. Эрлик подарил той собаке шерсть, был за это допущен к человеку и вложил в него душу. И с тех пор, по той легенде, души людей после их смерти достаются чернобогу Эрлику. Собаке же в наказание назначил Ульгень «собачью жизнь».

Но не только легенды роднят алтайцев с другими народами. Много сходного и вискусстве. Например, так называемый «звериный стиль», лучше всего известный по скифскому искусству, но характерный и для «варварского» средневековья Европы, и для Сибири, повсеместно обнаруживается при раскопках на Алтае. А в могильнике-кургане Пазырык V—III веков до н. э. были найдены вещи, украшенные такими же узорами, какими расцвечиваются различные предметы в Средней Азии и Иране.

Многим обязано человече

ство «сердцу Азии»—Алтаю

и исконным его жителям,

сохранившим пусть не все,

но какую-то часть древне

го культурного наследия.

Последние десятилетия

оказались для алтайцев особенно трудными: насильственное или добровольное обрусение, уничтожение машинной цивилизацией природной среды, да и просто физическое вымирание привели к тому, что некоторые малые группы Алтая стоят сейчас на грани исчезновения. Будем надеяться, что в россыпи мировых культур все-таки не потеряется алтайская золотинка.

Фото: Алтай в советское время — Галерея 1

1-156 10-127 11-127 12-125 13-122 14-119 15-119 16-113 17-112 18-107 2-153 3-153 12►

Фото: Алтай в советское время — Галерея 2

19-105 20-104 21-101 22-98 23-96 24-96 25-90 26-88 27-89 28-82 29-81 30-78 12►

Фото: Алтай в советское время — Галерея 3

36-69 37-67 38-63 39-62 40-62 41-62 42-62 43-58 44-56 45-55 46-53 47-54 12►