Газель получила развитие как нежный лирический жанр. Такого вида поэзия была необычайно близка к музыке и, в основном исполнялась в сопровождении мелодии. Мастера такого рода поэзии 10 века – Рудаки, Шахид, Дакики, Робия, Хусравони, Мунджик и другие – темами своих газелей изображали любовь, описание весны и жизненных утех, использовали при этом нежные выражения, приятные интерпретации и тонкие сравнения.

Персидско-таджикская художественная проза так же порождение 10 века. Именно в это время, в правлении Насра ибн Ахмада Самани (914-943) и Нуха ибн Мансура (977-997) не только родилась таджикско-персидская проза, но и достигла своего расцвета. Однако степень ее распространения и развития не идет в сравнение с поэзией этого времени. В 10 веке известно 3 вида прозы:

1 – произведения, касающиеся преданий, легенд, сказаний, исторических сочинений и событий прошлого. Превосходным образцом такого рода произведений может служить упомянутая «Шахнаме», а также такие известные произведения, как «Ахбори Рустам» Озодсарва, «Ахбори Фаромарз», «Ахбори Наримон», «Ахбори Сом» и т. д., именуемые «деяния» – «Деяния Рустама», «Деяния Фаримарза», «Деяния Наримана», «Деяния Сама» и т. д. Другое произведение на эту тему – это «Марзбоннаме» (Марзбон – сын Рустама) написано на табиристанском диалекте. Такого рода сочинения в большинстве своем представляли повествование в повествовании. И малые рассказы по существу входили в повествование или исторические труды.

2 – книги, переведенные с пехлеви, арабского, хинди и др. Примером такого рода произведений может служить небольшая «Зафарнома» Авиценны, позже получавшее название «Пирузнаме». Её содержание составляют наставления Бузургмехра Бахтагона (6 век), как предполагают, переведенные в 997 году. Абуали Сина с пехлеви на фарси-дари.

3 – научная проза, т. е. произведения, посвященные различным областям знаний, особенно истории и географии, где встречаются литературные новеллы и небольшие рассказы. Сюда можно отнести «Таърихи Балъами», географический труд анонимного автора «Худуд-ул-олам» (г. созд.984) и т. п.

В конце 10 – начале 11 вв. литература на фарси начала развиваться и в Западном Иране: в Гургане, Рее, Исфагане, Ширазе, и др. городах. Правитель Гургана и Табаристана Кобус ибн Вушмгир (976-1012) образовал в Гургане литературный круг. Катран (1010-1088), выходец из Табриза, изучив традиции Рудаки, Мунджика, Дакики и других продолжил их и достиг совершенства. Но Хорасан и Мавераннахр оставались основными центрами персидско-таджикской литературы, культуры и искусства.

Величайшим национальным эпосом иранских народов является «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси, первую редакцию которой автор завершил в 994 году. Это произведение – грандиозное по объему (120 тысяч мисра), художественной ценности и выдающегося содержания, повествует об истории, мифологии, философии, морали и этике.

Автор бессмертной поэмы «Шахнаме» Абудкасим Мансур ибн Хасан Фирдоуси родился в 932 г. в деревне Баж округа Табаристан области Тус в семье дворянина-землевладельца, которых в те времена называли «дехканами». Глубоко изучив в медресе науки своего времени, он также самостоятельно овладел пехлевийским языком, освоил обычаи зороастрийцев, в совершенстве знал правила верховой езды, стрельбы из лука, искусство боя мечом, борьбу, в общем, все сложности воинского дела. Но больше всего его внимание привлекала история предков. С юных лет он сочинял стихи, собирал легенды и предания. С этой целью он объездил много сел и городов, изучил «Авесту», «Хватайнамак» и им подобные сочинения и в 975 году, приступив к написанию «Шахнаме», трудился над ней более 30 лет. Но положение в стране было настолько неспокойным, что Фирдоуси не смог подарить свой шедевр какому-либо правителю. В 999 году пало государство Саманидов, Мавераннахр перешел в руки Караханидов, а в Газне Султан Махмуд (998-1030) установил свое правление. Фирдоуси заново отредактировал свое произведение, добавив к нему новые сказания, несколько восхвалений Султана Махмуда Газневида, завершил вторичную редакцию в 1010-1014 гг. и преподнес свой труд царствующему правителю Махмуду Газневиду. Но Махмуд не оценил и не принял поэта.

Фирдоуси умер в 1021 г. и похоронен в селе, в саду своего отца. Сейчас там построена великолепная усыпальница, а в городах Тусе, Тегеране и Душанбе воздвигнуты памятники поэту. В Таджикистане, Иране, Афганистане сотни улиц, проспектов, школ, библиотек, научных учреждений носят имя Фирдоуси.

«Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси по своей форме, содержанию являясь всецело художественным произведением, охватывает историю правления, легендарные события и судьбу 50 шахов иранской земли от Каюмарса до последних Сасанидов. В этом эпосе описаны представления иранцев об изобретении огня, обработке металлов, возникновения земледелия, появлении пророков Зороастра, Мони, Маздака, о борьбе добрых сил под предводительством Ахурамазды против злых сил, ведомых Ахриманом, о битве кузнеца Ковы с Заххоком, который пытался уничтожить весь род человеческий на земле, о внедрении в жизнь национальных праздников – Навруз, Сада и Мехргон, о борьбе с невежеством и неведением и т. п. Подвергаются осуждению зазнайство – на примере Джамшеда, братоубийство – на примере уничтожения Эраджем Салма и Тура, вред от высоких притязаний – на примере войны Ирана и Турана, убийство из-за подстрекательства своих сыновей Рустамом и Афросиёбом, а также проповедуются идеи гуманизма, справедливого царя, мир и спокойствие, верность отечеству, защита родной земли, сохранение личного достоинства и чести. Такие герои как Рустам, его предки и потомки, смелая женщина Гурдофарид, Манижа и Фарангис стремятся к счастью и благополучию. Фирдоуси решительно осуждает братоубийственные войны, проповедует мир и взаимопонимание между народами. Сегодня «Шахнаме» является гордостью всего человечества.

Прав был Фирдоуси, сказавший:

Не умру я, жив потому,

Что зерна слов посеял я.

Таким образом, персидско-таджикская культура и литература 10 века зародилась в развивалась вплоть до монгольского нашествия, как синтез литературной мысли древнего Ирана с идеями индийских, еврейских, древнегреческих источников, а также теоретических и практических арабской культуры и литературы.

С конца 10 века и до первой четверти 13 века, т. е. завоевания монголов, в различных городах возникали и исчезали литературные круги. Всякий раз как создавалось то или иное государство, в избранной им столице возникал литературный круг, и в эту вовлекались ученые и литераторы. А с исчезновением государства, его столица либо переставала быть культурным центром, либо утрачивала свое значение. Конечно же в больших городах продолжала существовать литературная деятельность, а в центрах, как правило, формировалась придворная литературная деятельность и именно при дворе собирались талантливые мастера слова. Так например, при дворе Султана Махмуда в г. Газне под его покровительством находились сотни поэтов. Было учреждено почетное звание «царь поэтов», которого удостоился Унсури.

В это же время фарсиязычная литература перешагнула рубежи стран, населенных таджиками – Мавераннахр и Хорасан и распространилась в новом направлении – в Западном Иране, Ираке, Азербайджане и Индии.

Значительные литературные круги активно функционировали в 11-12 вв. в городах Газни, Мерве, Самарканде, Ургендже, Исфагане, Нишапуре, Бабрезе, Хадженте и Гандже. Временами возникали и в Балхе, Бухаре, Рее, Лахоре и Нахидживане. Большей частью это были придворные литературные круги, однако они не были постоянными и возникали или исчезали по мере возникновения и исчезновения государств.

Выдающимися литераторами 11-12 вв. были: Унсури (ум.1041), Фаррухи (ум. 1040), Манучехри (ум. 1038), Насир Хосрав (1004-1088), Асади Туси (1010-1073) , Абулфарадж Руни (1039-1108), Масъуд Саъд Салмон (1047-1122), Омар Хайям (1048-1131), Муиззи (1049-1127), Адиб Сабир Термези (1048-1147), Амъак Бухорои (ум. 1149), Санаи (1077-1150), Сузани (ум. 1173), Анвари (1090-1175), Хакани (1120-1198), Низами Ганджави (1141-1209), Аттар (1141-1221) и др. При всем том, что литература 11-12 вв. достигла расцвета при других исторических условиях, поэты этого периода следовали традициям, стилю и тематике произведений Рудаки, Шахиди, Дакики, Фирдоуси и их окружения. Литература 11-12 вв. продолжала попытки демократизации языка, начатые Рудаки и его приближенными, в результате возник общенародный литературный язык, понятый и в Мавераннахре, Хорасане, Иране, Азербайджане, Арроне, Ширване, в Ираке и многих других точках индийского полуострова. Этот язык в указанное время проник и в Малую Азию. Основные виды поэзии 11-12 вв. составляют маснави, касыды, газель, рубаи, китъа, мусаммат, т. е.

Арабский мир. Культура и литература часть 1
жанров, сформировавшихся в 9-10 вв. и проза 11-12 вв. достигла значительного развития. Однако, эти жанры достигли большего прогресса в форме и содержании. По сравнению с 9-10 вв. и проза 11-12 вв. достигла значительного развития. Однако служба при дворе часто губила таланты. Примером непримиримости истинного таланта и придворной среды служит творчество Авхадуддина Анвари (1090-1175), которого считают пророком в одической поэзии и моральное состояние которого отражено в его диване, состоящем из 15 тысяч бейтов. Анвари, прослуживший более 30 лет при дворе, устав от соперничества и придворных интриг, отказался от этой службы и придворного творчества. Конечно же это не было только результатом его неустроенной, сложной жизни и нужды, которую он испытал, к этому шагу его подтолкнули неравенство, тяжелое положение народа и все возрастающее угнетение, заставив его сменить панегирик на едкую сатиру и критику, направив ее острие на тех, кого он раньше восхвалял. Он мужественно признает пустоту и никчемность панегириков и презрительно называет панегиристов нищими с протянутой за куском рукой:

О брат, выслушай эту тайну поэзии и поэта,

Дабы не принять нас за людей с протянутой рукой.

В то же время Анвари написал касыду (оду) «Слезы Хорасана», отражающую трагические события 1153 г., нашествие гузов, их бесчинства и разбой. В этом ряду стоит и касыда Хакани «Развалины Мадоина» об утрате иранцами величия и блеска.

Следует отметить, что любовные газели, дидактические китъа и рубаи Анвари отличаются необыкновенной простотой.

Асади Туси принадлежит заслуга создания в форме касыды особого жанра – мунозира (прение), т. е. тенцони. Сохранились и дошло до нас 5 мунозира: «Прение дня и ночи», «Прение Араба и Аджами», «Прение лука и копья», «Прение зороастрийца и мусульманина», «Прение Неба и Земли». Мунозира представляет из себя форму в виде попроса и ответа, где автор находится в большем преимуществе и превосходстве, нежели его соперник. Форма мунозира существовала в нашей древней литературе. Примером может служить произведение «Древо Асурика». Такого рода поэтическая форма получила распространение и позже достигла совершенства в 15 веке.

В 11-12 вв. почти все поэты слагали рубаи. Рубаи состоит всего из четырех строк, но в лаконичной форме отражает мудрые речи, философскую мысль, горение любви и сущность бытия, положения суфизма и т. п. Рубаи писал Рудаки. Так, Абусаид Абулхайр (967-1049), Бобо Тохир Урьен (980-1055), Махасти Худжанди (12 в.), Саид Ашраф Самарканди, почти все суфийские поэты, в основном, писали рубаи. Наивысшим достижением жанра рубаи являются философские рубаи Авиценны и Омара Хайяма. Широкую известность получило следующее рубаи Авиценны:

Велик от Земли до Сатурна предел,

Невежество в нем я осилить хотел.

Я тайн разгадал в этом мире немало,

А смерти загадку, увы, – не сумел.

(перв. Я. Козловского)

В другом рубаи Абуали ибн Сина резко осуждает ханжество и фанатизм; с оттенком жалобы и непримиримого протеста так пишет об этом:

С двумя-тремя ослами близ мечети,

Что мнят себя премудрыми на свете,

Кажись ослом, чтобы тебя гяуром

Не объявили вдруг невежды эти.

(перв. Я. Козловского)

Ибн Сина (980-1037) родился в Бухаре, жил в Хорезме, Хамадане, Исфагане, был везирем, даже был брошен в тюрьму. Однако, он оставил после себя огромное количество философского и медицинского наследия, в том числе труды по поэзии, философии – поэмы «О душе», повесть «Хай ибн Якзан» («Живой сын Бодрствующего»). «Рисолат-ат-Тайр» («Послание о птице») и «Саламан и Абсал» написаны аллегориями. Он также комментировал «Поэтику» Аристотеля. А его «Урджуза» излагает в стихотворной форме на арабском языке практические вопросы медицины.

Вершину рубаи в персидско-таджикской литературе составляет творчество Омара Хайяма (1048-1131). Гиясиддин Абулфатх Умар ибн Ибрагим-Хайям подобно своему духовному наставнику Абуали ибн Сина был блестящим философом, талантливым математиком, астрономом, геометром, также был сведущ в медицине и теории музыки. Он родился в Нишапуре в семье палаточника, начальное образование получил на родине, затем поехал в Балх и к 17-летнему возрасту овладел всеми науками своего времени. В 1066-1070 гг. жил в Самарканде, в 1070-1074 гг. – в Бухаре и в 1074-1092 гг. – в Исфагане, где занимался научными трудами, постройкой астрономической обсерватории, исправлением и созданием нового календаря и т. д. Задолго до Ньютона им был открыт бином, известный ныне как бином Ньютона.

В рубаи Омара Хайяма представлен синтез дидактической и научной поэзии, в них отражены любовь, попытки человечества познать мир. Чувства, фантазия, мысль, горе, печаль, волнение, аспекты материального мира, его появление, сущность бытия, проповедь точности и честности, высокий гуманизм и им подобное и таким образом он довёл красоту прелесть, впечатляемость, доходчивость, глубину и филигранность формы рубаи до совершенства:

Конечно, цель всего творения – мы,

Источник знанья и презренья – мы.

Круг мирозданья подобен перстню,

Алмаз в том перстне, без сомненья – мы.

Рубаи Омара Хайяма являются вершиной таджикско-персидской рубаистики в попытке раскрытия тайн мирозданья, сущности жизни и смерти. Его рубаи яркий пример свободомыслия своей эпохи:

Кто мы? Куклы на нитках, а кукольщик наш – небосвод,

Он в большом балагане своём представленье ведет.

Нас теперь на ковре бытия поирать он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим уберёт.

Поэт страстно желает уничтожить такое небо и построить его по-своему, по-новому:

Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,

Я всё бы стёр с неё, всё написал сначала.

Из мира я печаль изгнал бы навсегда,

Чтоб радость головой до неба доставала.

Что касается китьа, то они отражают тематику повседневной жизни, причём сатира в них занимает важное место. Однако, придворная сатира иногда преходит рамки приличия.

Арабский мир. Культура и литература часть 2
Мастерами сатиры поправу считаются Амъак Бухорои (ум. 1147) и Сузани (ум. 1173). Для литературы XI-XII вв. Свойственны и такие мотивы, как порицание невежества и гнева, самодовольства, зависти, злобы, алчности, ростовщичества, дурного характера и других человеческих качеств души, Адиб Сабир Термези жалуется, что в его полное интриг время не осталось благородства и доброты, мужества и человечности, Адиб Сабир Термези так характеризует свое время:

Перевалило все границы, достигло последней крайности, стало Пошлым,

Страдание звезд, мирская несправедливость, козни небосвода.

Катран (1010-1088) дерзко заявляет угнетателям, что их ждёт народное мщение:

Притеснитель, будь осторожен из-за безграничного угнетения,

Чем ты увеличиваешь горе народа.

(ибо) придёт день, он отомстит тебе,

И ты будешь неимущий бродить безусловно.

Но передовые литераторы смело говорили об отмщении, предсказывали изменение мира и проповедовали веру в устранение насилия и торжества справедливости. Хотя Адиб Сабир понимает, что время служит тиранам и оно враг угнетённых, и всё же твёрдо верит в торжество справедливости:

Наконец дойдёт до праведного утра наша ночь,

В созвездии славы засветит наше небесное светило (звезда)

Возблагодарят после жалоб наши уста,

Оседлает победа наших лошадей.

Искатель правды Насир Хосрав (1004-1088), родился в Кабадияне, на территории современного Таджикистана. С юных лет много занимался самообразованием и был довольно хорошо сведущ в литературе, философии, математике, алгебре, медицине, географии, геометрии, астрономии, истории, природоведении и др. И в 26-летнем возрасте, уехав в Мерв, поступает на придворную службу. Назначенный сборщиком налогов ему приходилось много ездить и ведеть тяжелую повседневную жизнь трудящихся, спесивость и чванство, лживость и алчность богатых и нерпмиримый к несправедливостям, борец против десоптии и угнетение, он оставляет службу, бежит в Юмган и скрываясь там приобщается к течению исламизма. Вся творческая деятельность Насира Хосрау протекала под сенью идей и концепций этого течения (касыды, трактаты, «Аспекты веры» «Ваджхи дин»), «Припасы путешественников» («Зод-ул-мусофирин»), «Скатерть братства» («Хони ихвон»), «Собрание мудростей» («Домеъ-ул-хикматайн»), «Стремление и освобождение» («Кушоиш ва рахоиш»), «Книга света» («Рушноинома»). В своих произведениях он открыто восстал против произвола правящего класса, придворной поэзии, сконцентрировав своё внимание на философии и гумманистических проблемах, Заслуга Насира Хосрав, в том, что он одним из первых понял, что движителем прогресса и развития является трудящийся люд – землепашцы, ремесленники и интеллигенция, чем поднял всю таджикскую литературу ещё на одну более высокую ступень. «Сафарнома» охватывает его наблюдения и впечатления во время путешествий в Иран, Армению, Малую Азию, Шам, Палестину, Египет, Магриб и другие восточные страны, совершенные в 1045-1052 гг.

Насир Хусрав, хорошо знавший греческую философию, обогатил свою философию теориями Эмпидокла, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Критикуя несовершенное общество, недостатки эпохи, падение нравов и поведение лицемерной аристократии, невежество и фанатизм.

Он высоко возносит место человека, восхваляет труд, знания и разум. Суть высказываний Насира Хосрава в нижеследующем:

Рождён народом, с народом будь!

Нельзя быть дивом, человеком будь!

Основная особенность литературы XI-XII вв. – подъём придворной поэзии, общим направлением которой стало слагание касыд. Даже поэты, никак не связанные с каким-либо двором, слагали панегирики. Захир Форьеби (1156-1201) прямо относил касыду к лучшему из жанров поэзии. Однако придворная поэзия и получившая широкое развитие касыда, были крайне ограничены в тематике и содеражинии и не выходили за рамки словословия сомнительного мужества и великолепия, ложной славы и пышности, а также обелении узурпаторско-захватнической политики местных правителей. Поэты-панегиристы – обладатели больших диванов, в своих касыдах прибегая к гиперболе и преувеличению, а также к льстивому восхвалению, словословили правителей, командующих войсками и занимающих высокие чины газневидов, караханидов, селджукидов, хоразмшахов и пр. Их отличительной манеро было описание образа жизни и нравов двора, расхваливание пиршеств и сражений, побед правителей. Придворные поэты Мухумда Газневида (998-1030) и его сына Масъуда (1030-1041) Унсури, Манучехри, Фаррухи и Газоири подобострастно и корыстолюбиво восхваляют набеги, убийства и разбой своих патронов как героические подвиги. Унсури, сопровождающий неизменно Махмуда в его грабительских походах, все 3 тысячи бейтов своего дивана посвящает восхвалению этого правителя. Муиззи, отец которого был также панегиристом. 19 тысяч бейтов своего дивана специально посвящает восхвалению султана Санджара (1118-1157), использовав для этого не только касыды, но и газели и рубаи.