Нежности, это есть проявление

Областная библиотека детской и юношеской книги

Научно-методический отдел

Нации и мир

Выпуск 8

Чудо, имя которому Индия часть 1

Чудо, имя которому Индия

Методические рекомендации

библиотекарю и педагогу

Омск, 2008

Вступление

Знаем ли мы что-либо доподлинно о далёкой и таинственной Индии?.. Если спросить западного человека, какие ассоциации у него вызывает слово «Индия», он, не задумываясь, воскликнет: «Благовония, блаженство, Бог!..». А восточный житель на такой же вопрос, помолчав, ответит: «Бог, блаженство, благовония…». И в этом-то и есть главное, сущностное, отличие Востока от Запада. Лишь вникнув в суть учений иного мироощущения, ощутив горячую мягкую пыль под ногами, вдохнув полной грудью раскалённый благоухающий сладостью воздух, напоённый блаженством, европеец начинает понимать, что Индия – это, прежде всего философия.

С 1950 года Индия – независимая федеративная республика, по численности населения (свыше миллиарда) она уступает только Китаю, обладает развитой экономикой и сильной армией, недавно фактически стала ядерной державой. При этом её влияние на мировую политику невелико, потому что «гасится» соседями: у Индии многолетнее соперничество с Пакистаном (в 1971 году дело доходило до войны), затяжной территориальный спор с Китаем и проблемы в отношениях с Бангладеш и даже с островной Шри-Ланкой. Не представлена она и в Совете Безопасности ООН. Индия – родина самой большой языковой семьи – индоевропейской, к которой принадлежит как древний священный язык санскрит, так русский и английский языки. Но, освободившись от британского политического контроля, многонациональная Индия вынуждена сохранять английский как язык межнационального общения, потому что тамилы, бенгальцы и маратхи упорно не хотят учить хинди – родной язык 40 % жителей страны. «Убогая и обильная», как Россия, Индия тем, может быть, и привлекает некоторых россиян.

Для того чтобы познакомить читателей с Индией, в библиотеке можно проводить разнообразные познавательные часы, беседы с использованием электронных изданий. Ребятам будет интересно узнать, к примеру, об индуистских обрядах и обычаях, о семейных ценностях, о быте, о мифологических героях, об искусстве архитектуры и скульптуры. К мероприятию для читателей старшего школьного возраста хорошо было бы оформить выставку с разделами об истории, политике, экономике Индии.

Читателям младшего школьного возраста можно интересно рассказать о климатических условиях Индии, о растительном и животном мире, рекомендуя при этом для просмотра такие мультфильмы, как «Рикки-Тики-Тави», «Книга джунглей», «Золотая антилопа» и др. При оформлении выставки к мероприятию можно использовать художественную литературу об Индии, научно-популярную литературу о животном и растительном мире.

Очередной выпуск серии «Нации и мир» предлагает вашему вниманию примерные сценарии вечера-знакомства «Женщина Индии: богиня или рабыня?» для учащихся 9-11 классов и видеоэкскурсии для детей среднего школьного возраста «Путешествие по индийским джунглям».

Лет становится совершеннолетней

При проведении мероприятия рекомендуется использовать все имеющиеся в вашем фонде слайды, электронные издания, иллюстрационные материалы на данную тему.

Женщина Индии: богиня или рабыня?

Вечер-знакомство для старшеклассников

Демонстрируется изображение какой-нибудь индийской актрисы, например Рекхи, Хеми Малини, Пуджи.

Чтец. «…Нежные руки её, как две лианы, гладко спускаются с плеч, так что суставы на них не заметны. Её тонкая шея красуется, как горлышко кувшина. Овал её лотосоподобного лица разделён посредине красной полоской губ, снизу же оканчивается прелестным подбородком, как бы касающимся линии плеч. Круглые щёки её полноваты и упруги. Нежные линии её прелестных тёмных бровей слегка изогнуты и не касаются друг друга. Линии её носа напоминают форму не вполне развившегося цветка тила. Её большие глаза блистают тремя цветами – весьма тёмным (зрачка), белым (глазного яблока) и красным (его окружности); ласково, умно и спокойно смотрят они. Красивая форма её лба походит на половину луны и обрамлена сверху рядом прелестных локонов цвета тёмного сапфира. Линии её прелестных продолговатых ушей напоминают линии дважды свернувшегося стебля лотоса. Её пышные не слишком вьющиеся душистые волосы представляют собой одну сплошную массу ровного, тёмного как смоль цвета, которая даже на краях не имеет более бледного оттенка…». (Дандин «Приключения десяти принцев» VI-VII в. н. э.).

1-й ведущий. Наш разговор будет посвящён, как вы уже догадались, женщинам Индии. Мне эта страна представляется очень женской. Прежде всего, индусы поклоняются многим женским божествам, устраивают в их честь различные праздники. Значительное место отводится женщинам в индийской литературе. В скульптурных изображениях можно часто встретить полуобнажённые женские тела. В Индии существует женский танец. Всё классическое индийское кино, как вы знаете, посвящено любви к женщине. А индийские мужчины, подобно женщине, надевают на себя многочисленные украшения и красят глаза. Вот почему, когда смотришь иной раз на изображение какого-нибудь прекрасного индуистского бога – непонятно: мужчина это или женщина?

2-й ведущий. Итак, давайте для начала обратимся к женским божествам. Поклонение богу в облике богини-матери является уникальной особенностью индуизма и индуистской мифологии. Почитая богиню-мать, индус переносит на божество наиболее характерные материнские черты – нежность и умение прощать. Естественная любовь матери к своему чаду есть не что иное, как безусловная любовь Бога к живущим на земле. Когда индус любуется красотой природы или испытывает чувство нежности, это есть проявление материнских инстинктов богини-матери. Поклонение богини-матери имеет важное значение для индуизма, поскольку каждая женщина есть её проявление и воплощение.

1-й ведущий. Богиня-мать предстаёт в различных обликах. Один из них – облик Дурги. Дурга – богиня-воительница, представляет разрушительную энергию божественного гнева, обращённого против зла. Одним из главных деяний Дурги является уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов с небес на землю. Верхом на льве, Дурга бесстрашно нападает на демона и отрубает ему голову, а затем уничтожает и его душу. Эта победа Дурги широко отмечается в Индии, где существует специальный праздник «Поклонение Дурге» (Дурга пуджа). С наибольшим размахом этот праздник отмечается в храме Дурги, расположенном в Калькутте, во время которого в жертву богине приносятся от семисот до восьмисот коз. Головы убитых животных выставляются на шестах перед изображением Дурги. Давайте посмотрим отрывок из документального фильма ВВС «80 чудес света. От Индии до Шри-Ланки».

2-й ведущий. В городе Мадурае находится храм Минакши – древнетамильской богини. С детства Минакши имела три груди и ей был свойственен резкий рыбий запах. Однажды, уже став царицей и великой завоевательницей, Минакши встретила Шиву, и сразу же и запах, и третья её грудь исчезли. По этому признаку Минакши узнала в Шиве предназначенного ей богами супруга. Посмотрите отрывок из фильма, где путешественник знакомит зрителей с этой богиней. («80 чудес света. От Индии до Шри-Ланки)

1-й ведущий. А теперь давайте обратим внимание на всемирно известный дворец Тадж Махал, который построен в городе Агра. Казалось бы, какое отношение дворец имеет к женщине? Самое прямое! Дело в том, что в 1612 году молодой могольский принц Кхуррам влюбился в прекрасную Арджуманад Бану. Жениться на такой девушке было бы счастьем всей его жизни. К тому же она ответила ему взаимностью. Во время свадебной церемонии раджа Джахангир назвал невестку Мумтаз Махал – «украшение дворца». Этой любви суждено было пережить красавицу и самого принца и подарить миру одно из величайших творений архитектуры – легендарный Тадж Махал. Брак оказался долгим и счастливым. Жена родила Кхурраму тринадцать детей. Семнадцать счастливых лет прожили Мумтаз Махал и Кхуррам, ставший Шах Джаханом, но вдруг стряслась беда: роды четырнадцатого ребёнка оказались очень тяжёлыми. Врачи делали всё возможное, но спасти мать и малыша не удалось… Шах Джахан решил, что воздвигнет для усопшей мавзолей, красота которого будет напоминать людям о её собственной красоте, а величие – о силе его любви. Сейчас у вас будет возможность полюбоваться прекрасным дворцом. (Демонстрируется отрывок из фильма «80 чудес света. От Индии до Шри-Ланки).

2-й ведущий. Чего не сделаешь ради женщин? Вот, например, махараджа Пратап Сингх в 1799 году для женщин своего двора, чтобы они могли любоваться праздничными процессиями на улице, оставаясь незамеченными, построил знаменитый на весь мир дворец в городе Джайпуре Хава-И-Махал. (Демонстрируется фотография дворца). На самом деле этот «домик-пряник» представляет собой сооружение шириной всего лишь в одну комнату и, несмотря на все чудеса отделки, абсолютно не пригоден для жилья. Во дворце 953 окна, а гуляющие по коридорам, переходам и лестницам сквозняки вполне оправдывают его название – «Дворец ветров». Так что, хоть это необычное сооружение и построено для женщин, но сами они навряд ли чувствовали себя в нем комфортно.

1-й ведущий. Обратимся к искусству скульптуры и живописи. Вы наверняка знаете, что во всей храмовой пластике Индии в качестве декоративного мотива широко используются женские фигуры, всегда полуодетые и почти всегда соответствующие индийскому идеалу красоты. А какой у индийцев идеал? Ну, конечно же, полные, широкие бедра, очень тонкая талия и большая, тяжёлая грудь. Это вам не какая-нибудь средневековая английская матрона!

2-й ведущий. В Лондонском музее Виктории и Альберта находится уникальная картина «Бог любви Кама». (Демонстрируется репродукция картины). Обратите внимание, что слона, на котором передвигается бог любви, изображают «составленным» из женщин – главного орудия этого бога. Кстати сказать, в Индии, чтобы похвалить изящную женщину, говорят, что у неё походка, как у слонихи. Согласитесь, что это сомнительный комплимент для российской женщины.

1-й ведущий. Отдельно надо сказать о танце. Все вы видели индийское кино. Любой их фильм перегружен, на наш взгляд, танцами и песнями. Давайте посмотрим отрывок из фильма (демонстрируется отрывок из любого индийского фильма, в котором танцует индианка). В индийском танце участвуют не только руки и ноги, но и всё тело. Каждое движение мизинца или брови имеет своё значение и должно быть полностью оправдано. С помощью многочисленных возможных комбинаций танцовщица рассказывает целую историю, легко понятную зрителю, который знаком с условными значениями. При этом солист может исполнять несколько ролей. (Демонстрируется отрывок из советско-индийского фильма «Хождение за три моря»)

2-й ведущий. В популярном сюжете о покинутой возлюбленным женщине танцовщица может исполнять роль и покинутой женщины, и неверного возлюбленного. Языком жестов и мимикой лица она передаёт мольбы неверного возлюбленного о прощении и теми же приёмами воплощает всю боль и страдания покинутой женщины, уставшей ото лжи и обмана.

1-й ведущий. Храмовые танцовщицы девадаси («служительницы бога») – институт, сохранявшийся на протяжении XVIII-XIX веков. В раннем детстве девочек отдавали в монастыри, где они обучались как ритуалу, так и театральному мастерству. В возрасте 16 лет девушки проходили церемонию посвящения божеству – они становились жёнами бога, навсегда отказываясь от земного брака. Долгое время девадаси по важности положения в храмах уступали только священникам. Нашествия иноземных завоевателей существенно изменили их статус. Известно, что в середине XVIII столетия мусульманский правитель провинции Карнатака приказал казнить несколько десятков танцовщиц, которые отказались немедленно явиться во дворец, чтобы развлекать монарха. В XIX веке девадаси часто пользовались репутацией проституток. Практика обручения с божеством оказалась слишком сложной для понимания британских колонизаторов.

2-й ведущий. Индийский поэт Бильхана в своём произведении «Деяния Викраманки» рассказывает, как на крепостной стене устраивается музыкальное представление, и любимая танцовщица Хаммиры, Радхадэви, исполняет танец перед царём и его придворными. Послушайте, как он описывает танцовщицу:

Чтец. …Красота её тела опьяняла влюблённых в неё,

Взгляд её полузакрытых глаз пробуждал страсть

И радовал сердца вельмож.

Трепетные бутоны её пальцев двигались в танце,

Дрожа от страсти, подобные виноградным лозам…

Кончики пальцев её согнуты полукружиями,

Строго ни следили

Так прекрасна и изящна она, что другие девы выглядят

словно её рабыни.

Месяц, обернувшийся кольцом, дрожащим в мочке её уха,

Сказал: «Твой лик – моё подобие, даже мудрецов обманывающее»,

И, танцуя, она волновала сердца взирающих на неё юношей –

Сердца их лежали, как крупинки камфары под её ногами.

Ожерелье трепетало на кончиках её персей при движеньях,

Как лотос, зажатый в клюве фламинго.

Когда тело её изгибалось в танце, как лук,

Её коса, как тетива, протягивалась до её пят…

1-й ведущий. Раз уж мы заговорили об индийской литературе, обратимся к эпической поэме «Махабхарата», которая была создана между III в. до н. э. и III в н. э. Судя по произведению, женщина занимала весьма достойное место в кастовом обществе. Женским персонажам поэмы присущи такие качества, как самоотверженность и смелость, мудрость и целеустремлённость, мужество и преданность.

2-й ведущий. Центральным женским образом поэмы стал образ Драупади. Это мужественная и стойкая женщина, преданная идеалам долга и справедливости. Она без колебаний последовала в изгнание за мужьями и честно прошла весь горестный путь вместе с ними, став им добрым другом и мудрым советчиком. Заметьте, мужей у неё было пять. Кстати сказать, в Древней Индии нечасто, но имели место браки, в которых было несколько мужей и одна жена.

1-й ведущий. Не может не привлечь внимания образ Савитри, которая сама избрала себе супруга, зная, что через год он умрёт. Но своей любовью и преданностью мужу и нравственному долгу, своей решимостью и стойкостью она покоряет бога смерти Яму, который в конце концов возвращает жизнь Сатьявану.

2-й ведущий. Давайте посмотрим на то, какое место отводится женщине в индийском обществе, как на её жизнь влияет национальная культура. И начнём, конечно, с самых детских лет. В древнейших гимнах «Ригведы» о рождении сына говорится как о величайшей благодати. Считалось чрезвычайно важным иметь хотя бы одного сына: исполнив обряды, связанные с похоронами отца, он тем самым обеспечивал его беспрепятственный переход в иной мир. Девочки, напротив, не помогали родителям перейти в иной мир и не способствовали продлению рода, поскольку, согласно ортодоксальной традиции, после замужества становились членами семьи мужа. Кроме того, их нужно было обеспечивать приданым. Поэтому рождение девочек было не очень желательным.

1-й ведущий. Теперь о замужестве. Считалось, что в идеальном браке возраст невесты должен составлять треть возраста жениха, т. е. мужчине 24 лет следовало жениться на восьмилетней девочке. Считалось, что женщины чувственны от природы и незамужняя девушка, достигшая половой зрелости, непременно находит себе любовника, как бы строго ни следили за ней родители. Для дочери же, утратившей девственность, замужество становилось невозможным, и родителям оставалось выбирать между перспективой всю жизнь содержать незамужнюю дочь или ещё большим позором изгнания её из дому, после чего она становилась либо нищенкой, либо проституткой. Наличие дочери в семье налагало на родителей серьёзные обязанности экономического свойства, и это могло способствовать распространению детских браков.

2-й ведущий. Индуистский брак освящался весьма сложными обрядами, причём все затраты оплачивались семьёй невесты, и это вместе с расходами на приданое ложилось тяжким бременем на плечи её отца и всей семьи. Бывали случаи, когда семья мужа, не получив обещанного, отрекалась от новоявленной жены прямо за праздничным столом, обрекая её на несмываемый позор. Поэтому нет большего ужаса для индийской невесты, чем отсутствие приданого.

(Демонстрируется отрывок из индийского фильма, в котором можно наблюдать обряд бракосочетания)

1-й ведущий. Послушайте несколько отрывков из трактата по искусству и управлению государством «Артхашастры», благодаря которым можно получить представление о положении замужней женщины:

«- Если женщина бесплодна или не рожает детей – пусть муж ждёт 8 лет; если рожает лишь мёртвых – 10 лет; и если она рожает только дочерей – 12 лет. А затем желающий ребёнка может взять вторую (жену).

– И муж, если не желает, может не приходить к прокажённой или безумной. Но жена должна приходить к мужу ради рождения потомства, даже если он находится в подобном состоянии.

– Женщина в 12 лет становится совершеннолетней, мужчина – в 16.

– Уча жену послушанию, муж не должен употреблять таких слов, как «испорченная», «падшая», «калека», «безродная». (Допускается) три удара по спине тростниковой палкой, верёвкой или рукой».