Взрыв был оглушителен. Столб огня взметнулся над ночным морем, и сразу стало светло как днем. Неуклюжая корма большого турецкого броненосца «Сейфи» начала медленно оседать. В отблесках вспыхнувшего пожара можно было видеть, как в темноту быстро уходил маленький катер. Он стремительно шел к стоявшему неподалеку русскому пароходу «Великий князь Константин»

Этот взрыв произошел в 1877 году во время русско-турецкой войны. С ним было связано имя Степана Осиповича Макарова, впоследствии знаменитого русского адмирала, кораблестроителя и ученого.

Макарову тогда было всего 29 лет, но он уже был известен на русском флоте разработанной им теорией минной атаки больших кораблей.

Четыре года спустя Макаров — на Босфоре. Война с турками давно кончена. Макаров командует пароходом «Таман» находящимся в распоряжении русского посла в Константинополе. Это почетная и совсем нетрудная служба, позволяющая проводить все время на берегу. Но Степану Осиповичу на берегу не сидится. День за днем выходит он на шлюпке на середину пролива. Турецкие чиновники, внимательно следящие за ним, никак не могут понять, чем этот русский морской офицер занимается на своих прогулках.

Дела и дни адмирала

С. О. Макаров. (С фотографии.)

А Макаров в это время при помощи приборов, которые он сам сделал и которые потом получили применение у океанографов всего мира, терпеливо изучает движения струй воды. Его занимает загадка: чем объясняется постоянное течение в Босфоре — из Черного моря в Мраморное? Может быть, тем, что в Черное море реки приносят больше воды, чем ее может испариться? Казалось, задача эта напоминает ту, которую решают школьники,— о бассейне с проведенными в него трубами. Сделав довольно сложные подсчеты, Макаров убедился, что дело не в речном стоке. Не может Черное море год за годом уносить столько воды только за счет перевеса речного стока над испарением. Логически разбирая эту задачу, ученый-офицер пришел к единственно возможному выводу: течение, идущее в Босфоре из Черного моря в Мраморное, должно быть лишь поверхностным, а внизу должен идти обратный ток воды, пополняющий запасы воды Черного моря. Вот это-то глубинное встречное течение Макаров и установил, опуская на разную глубину созданные им же приборы.

Макаров мечтает о кругосветном плавании и добивается своей цели. Его назначают командиром на корвете «Витязь», отправляющемся из Петербурга к русским тихоокеанским берегам.

Дела и дни адмирала

Военный корвет «Витязь».

Степан Осипович разработал научную программу плавания. Для «Витязя» закуплены лучшие приборы, изготовляемые самыми известными фирмами точных инструментов. Но этого, конечно, мало. Как когда-то на Босфоре, Макаров сам изобретает новые приборы.

Изучить течения и характер морских волн, установить температуру и соленость разных слоев воды, исследовать живых обитателей морских глубин, и притом сделать все это не на одном маленьком участке, а на морях и океанах чуть ли не всего земного шара — такова задача, которую ставит перед собой командир «Витязя».

Посмотрите на глобус. Словно пойманный в сетку меридианов и параллелей, перед нами голубеет земной шар. Ведь 71 процент его поверхности покрывают океаны и моря. Когда «Витязь» отправлялся в свое ставшее знаменитым плавание, вся эта голубая часть – земной поверхности была изучена очень слабо.

Почти еще не было специальных океанографических экспедиций, и все то, что мы знали о природе океанов, зависело главным образом от случайных наблюдений, сделанных попутно капитанами отдельных кораблей.

Макаров, конечно, понимал, что плавание одного судна может прибавить к этому лишь немного. Поэтому, намечая собственные исследования, он задумал одновременно поистине гигантский труд: собрать и обработать все судовые журналы русских кораблей, плававших в Тихом океане за последние 80 лет, а также использовать материалы немногочисленных иностранных научных экспедиций.

Три года продолжалось плавание «Витязя». Корабль прошел всю Атлантику — от Северного моря до мыса Горн, через Магелланов пролив вышел в Тихий океан, пересек его от берегов Южной Америки к Камчатке и Сахалину и долго бороздил здесь моря, омывающие Россию с востока. Кроме наблюдений, совершаемых в пути: корабль много раз останавливался в заранее намеченных точках, чтобы сделать «глубоководную станцию»: взять пробы грунта с морского дна, промерить температуры воды на разных глубинах, собрать глубоководных животных. Это были всегда самые горячие дни для команды «Витязя».

По мере того как совершалось плавание, все офицеры корабля и даже его матросы заражались интересом к загадкам моря, и вот уже не одни взятые на борт ученые-специалисты, но и все новоявленные любители океанографических исследований дружно трудятся на очередной «станции»: кто спускает за борт лот, тянущий за собою целые мили стального троса, кто тащит в походную лабораторию бутылки с взятыми образцами воды, кто разложил на палубе богатый улов драги и сортирует морских ежей и медуз, заспиртовывает бесчисленных рачков или просушивает какие-то водоросли.

Как хорош тропический океан в теплые ночи! В бархатном, почти черном небе ласково сверкают звезды — знакомые созвездия нашего Северного полушария перемешались тут с невиданными новыми южными звездами. Фосфорическим блеском светится струя воды за кормой корвета, и, если, даже, зачерпнув ведро воды, пролить ее на палубу, она растекается светящимися блестками. Тихо на корабле. Только вахтенный зорко смотрит вперед да капитан задумчиво расхаживает по темному мостику, размышляя о загадках великого моря.

Выйдя из тропических широт, «Витязь» испытал штормы, и ненастья негостеприимной северной части океана, изведал туманы Берингова и Охотского морей. Долго петлял «Витязь» в дальневосточных русских водах — изучение именно этих морей было его главной задачей. Побывав во многих русских, японских и китайских портах, «Витязь» вышел в обратное плавание, законченное на берегах родной Балтики.

Через четыре года два больших тома книги «Витязь» и Тихий океан», написанной Макаровым, были изданы. В этом ценном труде Макаров не только изложил результаты исследований, проведенных на «Витязе», не только представил в обработанном виде данные, собранные до него другими русскими моряками и некоторыми иностранными экспедициями, но и подробнейшим образом описал приемы исследований, которые были им, применены и в большинстве им же и придуманы. Именно поэтому книга Макарова оказалась непросто научным отчетом — она стала настольным руководством для дальнейших исследователей морей, составила важную веху в развитии русской и мировой океанографпн. Недаром имя скромного русского корвета «Витязь» было позже начертано на фронтоне Международного океанографического института в Монако рядом с именами других кораблей, которые затем в других водах совершали океанографические экспедиции. Суровы моря русского Севера. Глядя на карту северного побережья России, вспоминая труды и подвиги русских мореходов в Арктике, все чаще задумывается Степан Осипович о том, как сделать, чтобы русские моряки и в этих суровых водах могли свободно плавать. Сколько товаров можно было бы везти по северным морям, протянувшимся вдоль всей арктическом границы России! И как важно было бы обеспечить беспрепятственное плавание к устьям сибирских рек! Боевой моряк и исследователь-океанограф становится кораблестроителем. Макаров изобретает ледокол. В долгих думах, в упорном труде над чертежами рождается идея нового, невиданного судна. Его округлым бортам будет не страшно сжатие льдов — лед не раздавит корпус корабля, а лишь, выжимая, приподнимет его. Нос корабля сможет легко колоть тонкий лед, а если лед крепок и не поддается, судно будет «взбираться» носом на ледяное поле и продавливать его своей тяжестью. Стальное тело корабля должно быть прочным, машины мощны. Могучий корабль будет приспособлен и к тому, чтобы брать на буксир более слабые суда и выводить их изо льдов.

Дела и дни адмирала

Батометр — прибор для взятия проб морской воды с глубины, применявшийся на «Витязе».

Дела и дни адмирала

Титульный лист научного труда С. О. Макарова «Витязь» и Тихий океан».

Макаров мечтал построить такой ледокол, который позволил бы идти сквозь любые льды. Неодобрительно косилось начальство на беспокойного адмирала. Предчувствуя, что его предложение встретит отказ, Макаров начинает с того, что обращается к передовым ученым, заручается поддержкой Д. И. Менделеева, который готов идти с ним вместе в экспедицию к Северному полюсу. В Географическом обществе Макаров выступает с публичной лекцией, озаглавленной: «К Северному полюсу напролом». Он ставит вопрос: «Действительно ли льды Ледовитого океана могут быть взламываемы или же техника не доросла еще до этого?» Свою уверенность в возможности построить ледокол Макаров основывал на тщательном изучении самих арктических льдов. Он ссылается на опыты, показавшие, что соленый морской лед значительно слабее, чем пресноводный той же толщины. Чтобы знать льды Арктики и условия предстоящих арктических плаваний, Макаров исследует ледовый режим Баренцева и Карского морей. На небольшом пароходе он проникает в Карское море и добирается до устья Енисея. В Енисейске, Красноярске, Томске он встречается с сибирскими купцами, старается заинтересовать сибирскую общественность перспективами использования Северного морского пути. Вся страна начинает говорить о ледоколах. В конце концов, царское правительство оказывается вынужденным одобрить идею Макарова и субсидировать строительство корабля.

17 октября 1898 года первый в мире мощный ледокол был спущен на воду. Макаров дал ему имя «Ермак».

Уже первые плавания «Ермака» показали правильность расчетов Макарова, Ледокол успешнее взламывал лед. Когда «Ермак» в начале 1899 года среди зимы пришел в скованный льдом Петербургский порт, тысячные толпы людей бежали навстречу невиданному кораблю. Появившись в Балтике, «Ермак» в первую же зиму вывел из ледяного плена много застрявших во льдах судов и этим сразу возместил все расходы на свою постройку в следующую зиму благодаря использованию только что изобретенного замечательным русским ученым Поповым радиотелеграфа «Ермак» спас отнесенных льдами в море рыбаков и помог снять застрявший на камнях и вмерзший в лед русский броненосец. Русский народ высоко оценил труды Макарова. «Ермак» стал народной гордостью.

Дела и дни адмирала

Ледокол «Ермак».

Как молния, из края в край промчалось имя адмирала. И «Ермака» не невзначай Молва «Стеланычем» прозвала, — писала в те годы одна из газет.

Макаров мечтал использовать «Ермак» для большой полярной экспедиции. Но царские чиновники, придравшись к тому, что во время первых пробных выходов «Ермака» в Арктику на ледоколе произошло несколько поломок, воспротивились осуществлению этой идеи, и «Ермак» вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции курсировал только в Балтийском море.

При жизни Макарова «Ермак» был единственным в России и во всем мире мощным ледоколом. Лишь в советское время был создан могучий ледокольный флот. Вместе со своими младшими, но еще более сильными «братьями» — ледоколами «Красин», «Ленин», «Сталин» и другими — старый «Ермак» вышел на просторы Арктики и совершил здесь немало подвигов. «Ермаку» приходилось огибать мыс Челюскин, выручать изо льдов славные арктические корабли «Литке», «Малыгин», «Садко». В 193S году «Ермак» доставил на родину снятых с льдины папанинцев.

В 1960 году в свой первый рейс отправился атомный ледокол «Ленин».

Только в советские годы был осуществлен и широкий географический замысел Макарова—на основе тщательного изучения режима арктических льдов открыть с помощью ледоколов плавание по Северному морскому пути.

Макаров был не только ученым и изобретателем. Его имя вошло в историю и как имя талантливого и опытного флотоводца, теоретика военного дела и стратега. Макаров был сторонником глубоко и точно продуманных наступательных операций. Вовремя русско-японской войны 1904—1905 годов после ряда поражений на суше и на море русское правительство, уступая общественному мнению, назначило Макарова командующим тихоокеанским флотом.

Макаров резко изменил тактику морских операций. Русский флот от состояния пассивности и обороны перешел к активным наступательным боям. Ряд сражений, проведенных Макаровым, завершились блестящей победой. Макаров был полон кипучей деятельности, он разрабатывал планы дальнейших сражений, но жизнь его оборвалась.

31 марта 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура подорвался на мине флагман русского флота броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров.

Советский народ глубоко чтит память славного флотоводца и патриота Степана Осиповича Макарова.