Многие темы оказались раздробленными по разным годам обучения с целью «дальнейшего углубления знаний». Например, литосфера и атмосфера изучаются в 6-м, 7-м и 8-м классах. Целесообразнее эти темы сократить, но давать учащимся единовременно.

Важнейшая задача реформирования географического образования – разгрузить содержание, исключить повторы и сложные, узкоспециальные вопросы. Принципы научности и логического мышления должны стоять в основе географического образования; при этом его необходимо повернуть в сторону изучения современных вызовов мирового развития, включив в программу наиболее актуальные вопросы географической науки.

Серьезной негативной стороной современного географического образования является необеспеченность преемственности перехода от начальной школы (5-го класса) к основной средней (6-му классу). Дети 11 лет ждут от учителя продолжения заседания «Клуба путешественников». Однако их ждет разочарование. Вместо этого учитель на протяжении первой четверти рассказывает на уроке весьма скучные для одиннадцатилетних детей вещи о плане местности, о горных породах (в том числе о метаморфических – это слово дети даже выговорить не могут) и т. п. В этот момент у школьников наступает психологический кризис, они разочаровываются в географии, они не получают то, чего ждали. И виноваты в этом полностью взрослые – прежде всего, педагоги: не были учтены ни психология ребенка, ни его возрастные особенности. Таким образом, необходимо обеспечить плавный переход от начальной к средней школе, весь курс географии должен представлять собой единую неразрывную систему, поэтому принцип системности является одним из важнейших.

Определенные сомнения в современном географическом содержании вызывает принцип районирования в курсах физической географии материков и океанов и социально-экономической географии мира, где за основу берутся отдельные материки; принцип деления России на экономические районы, введенные еще в 1920-е гг.

Необходимо пересмотреть принципы районирования территории с учетом ее исторических, культурологических, природных, социально-экономических особенностей.

Программа по географии проводит резкую черту между физической и экономической географией. Оба курса достаточно сложны, особенно курс экономической географии, который стал еще и крайне технократичным с агропромышленным уклоном. При этом курсы не эквивалентны: физическая география изучается три года, а социально-экономическая – два. Необходимо изменить это соотношение и приступить к интегрированию обеих курсов. География должна быть едина. В последние годы возникла попытка создания интегрированных курсов пока только по географии России. Но и эти попытки еще далеки от совершенства.

Поэтому важно продолжить курс на интегрирование физической и социально-экономической географии, в особенности при рассмотрении тех или иных регионов и при сокращении доли физико-географической составляющей.

Еще одним существенным недостатком российской программы по географии является выделение географии России из контекста всего географического курса. Курсы по географии СССР, а позже и России, никак не связанны с глобальными общемировыми процессами.

Курс социально-экономической географии мира, наоборот, дается без России, что является нелогичным. В условиях глобализации общества, усиливающихся интеграционных процессов вхождение России в мировое хозяйство, как рыночного государства, в том числе предстоящее вхождение во Всемирную торговую организацию, исключение России из курса, касающегося всего мира, является непродуктивным. На наш взгляд, это инерция блокового мышления, когда мир и мировое хозяйство были резко разделены на две неравные части.

Кроме того, уже давно обсуждается вопрос о завершении географического образования интегрированным обобщающим курсом, однако такого курса до сих пор так и не существует.

В связи с этим интегрирование курса по изучению России в общегеографический курс по изучению мира является актуальным.

Необходимо также отметить, что сегодняшние курсы по географии и географическое образование в целом никак не согласуется с мировым опытом географического образования. Ни РАО, ни авторы учебников не учитывают рекомендации Международной Хартии географического образования, рекомендации Европейского Союза, опыт других стран.

Существенного реформирования требуют и учебники по географии. В этом отношении также можно было бы использовать опыт зарубежных коллег. Единственные учебники, приближающиеся к общемировому уровню, это учебники В. П.Максаковского, А. П.Кузнецова, А. А.Лобжанидзе.

Поэтому следует считать важнейшей задачей российского географического образования – его интегрирование в мировую систему географического образования, используя, прежде всего, опыт Международного географического союза и учитывая рекомендации Международной Хартии географического образования.

Во втором параграфе излагаются основные положения предлагаемой автором диссертации новой концептуальной модели российского среднего географического образования, основанной на учете современных реалий, сложившихся в мире и в России, тенденций развития географической науки, а также принимая во внимание возрастные особенности и менталитет современных учащихся.

Цели концепции:

1. Главная цель концепции – разработать стройную, неразрывную, последовательную, социально-ориентированную, гуманизированную систему среднего географического образования, способствующую формированию у детей демократического, гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, имеющую экологическую направленность, ориентированную на понимание социального, культурного и этнического многообразия мира.

2. Окончательно отказаться от идеологических догм и во главу угла поставить общечеловеческие ценности. Способствовать формированию у школьника глобального географического мышления. Хотя это и не значит отказаться от национальных приоритетов. Цель концепции – гармоничное сочетание глобального и регионального мышления.

3. Заложить у детей научные основы понимания неразрывности природных и социальных процессов территориального развития. При этом, как подчеркивал Ю. Г.Липец, постепенно переходить от решения экономических задач в условиях социальных ограничений к решению социальных задач в условиях экономических ограничений. Хотя, конечно, социальные ограничения еще весьма существенны.

4. Сформировать у учащихся представления о сложности, многоликости, противоречивости, и при этом целостности современного мира и взаимосвязанности происходящих в нем процессов.

5. Дать учащимся комплексные «страноведческие» сведения, содержащие важную информацию о людях и народах, их хозяйственной деятельности, природных и социально-политических условиях.

6. Подробно ознакомить учащихся с географией России и своего родного края; при этом подчеркнуть, что Россия – неотъемлемая часть современного мира, а народы, ее населяющие, являются неотделимой частью современного человечества. Необходимо рассмотреть проблемы национальных отношений, демографические, миграционные, регионального неравенства и регионального развития в контексте глобальных процессов,

Принципы, положенные в основу концепции.

Научность. Среднее географическое образование должно быть, прежде всего, ориентировано на узловые проблемы современности, отражать новейшие тенденции развития отечественной и мировой географии и не сводиться к сухой «инженерной»географии.

Именно об этом писал В. С. Преображенский в своих предложениях к концепции среднего географического образования. Он выдвинул три взаимопроникающих вопроса, играющих решающую роль при решении проблем школьного географического образования:

1. Роль географической науки;

2. Содержание географической науки и географии как школьного предмета;

3. Соотношение природоведческих и общественных знаний.

В. С.Преображенский подчеркивал, что географию необходимо рассматривать, как науку, ставшую одной из основ практической жизни людей. Знание законов территориальной организации природы и общества – это орудие повседневной деятельности десятков миллионов людей. И далее впервые высказывалась важнейшая мысль, которую, к сожалению, забывают современные исследователи: только зная, что мы хотим получить на выходе, т. е. сформулировав образовательно-воспитательные задачи, определив перечень знаний и навыков, осознав, с помощью каких средств, т. е. курсов можно всего этого достигнуть, имеет смысл думать о программе. Таким образом на первое место В. С.Преображенский ставит коцептуальную сторону географического образования, а уж потом предлагает браться за составление конкретных программ. Нетрудно видеть, что российская педагогика (имеются ввиду подразделения РАО и Минобразования) не хочет и не может справиться с задачами, о которых говорил В. С.Преображенский. Поэтому в данной конкретно-исторической ситуации единственная надежда – академическое и университетское сообщество географов, которое не вправе устраняться от их решения.

В связи с этим можно считать, что предлагаемая нами концепция является развитием идей В. С.Преображенского. Это проявляется, прежде всего, в том, что на первое место мы ставим концептуальную сторону географического образования; а ядром концепции является его содержание. Принцип научности содержания выступает главным «цементирующим раствором» всей реформы географического образования.

Глобальность и приоритет общечеловеческих ценностей в образовании. В настоящее время этот краеугольный принцип географического образования робко пробивает себе дорогу в географических программах. Глобальность должна пронизывать весь курс географии, ибо география – средство межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом. Обособленное существование народов в течение долгого времени вело к тому, что, содержащиеся в их культурах общечеловеческие ценности рассматривались людьми как нормы, действующие лишь в рамках их общества, а за пределами его не обязательные. Но современный мир становится все более взаимозависимым. По мере преодоления национальной замкнутости, увеличению степени знакомства людей с культурами других народов постепенно обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же ценностей, хотя и выраженных в различных формах. Эти ценности осознаются как действительно всеобщие. Глобализация проблем, стоящих перед человечеством приводит к пониманию того, что различие ценностей требует сегодня разрешения в диалоге. Идея национальной чести, как показывает опыт послевоенной Японии и Германии, может спасти общество от деградации.

Гуманизация и гуманитаризация образования. Этот принцип предусматривает переоценку самой географии, постановку человека в центре всех происходящих явлений и процессов. Принцип гуманитаризации предусматривает дозированные включения элементов гуманитарных наук так, чтобы не выхолостить географию, а придать ей живой, привлекательный для детей характер. В постиндустриальном обществе люди, как никогда раннее, сами формируют свойства места, поэтому решение образовательных задач в определенной мере становится инструментом развития самой географической науки.

Экологизация. Элементы охраны окружающей среды сейчас присутствуют во многих школьных курсах – но лишь география с позиций геоэкологии способна охватить проблему комплексно. В условиях постиндустриальной трансформации повышаются требования общества к качеству окружающей среды; одновременно окружающая среда все в большей степени становится важнейшим фактором развития.

Междисциплинарность. География – наука с преобладанием коллекторских программ (хотя конечно в ней есть и исследовательские программы), обобщающая и переосмысливающая результаты, полученные другими науками, поэтому обладает врожденной междисциплинарностью. Это ее свойство приобретает особую ценность при решении задач, стоящих перед школьной географией: сформировать у учащихся умение комплексно видеть и оценить развитие процессов на той или иной территории или другими словами сформировать географическое мышление.

Проблемность. Этот принцип почти отсутствовал в курсах, подготовленных в советский период. Однако география представляет максимальные возможности для творч

Практицизм. Школьная география дает не только азы фундаментальных знаний, но и является важнейшим источником практических знаний и умений, которые пригодятся в будущей жизни каждому человеку, т. е. способствует выработке полезных профессиональных навыков и навыков гражданского действия.

Системность и целостность. В концепции акцент делается на интегрированную географию, имеющую общественную направленность. Весь курс географии представляет собой неразрывную систему с постепенным усложнением материала. При этом основополагающий принцип построения курса – развитие от общего к частному, т. е. от изучения мира к изучению своей страны, своего региона.

Заинтересованность содержанием. Курс географии предусматривает наличие элементов увлекательности, исключение чрезмерно сложных и узкоспециальных проблем с учетом возраста школьников. Текст учебников не должен быть «академичным», он должен содержать рисунки, занимательные примеры, загадки, комиксы. Необходимо по мере возможности чаще выходить в поле.

Интернационализм. Принцип предусматривает опору на достижения мирового сообщества в области географического образования.

В последнем разделе четвертой главы диссертации рассматриваются концептуальные моменты содержания и структуры географического образования (рис. 5).

Для обеспечения плавного перехода из начальной школы в среднюю и мотивации интереса школьников к географии в 6-м классе предлагается начать изучение географии с изучения истории географических представлений и открытий. Такой историко-географический курс стал бы удачным «мостиком» от тех ожиданий, с которыми 10-летние дети пришли на урок географии, к географической науке.

Одновременно с изучением истории географических открытий школьники могли бы «путешествовать» по карте, запоминая географические названия и приобретая навыки работы с картами.

При этом очень важно обратить внимание на то, что в настоящее время изменилась и сама география. Если раньше география отвечала на вопросы «что?», «где?», то сейчас она отвечает на вопрос «почему?» и «как?». Весь этот курс предлагается назвать «История географических представлений и открытий». На его изучение в 6-м классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.

В 7-м классе предлагается курс «Общее Землеведение», который фактически продолжает предыдущий. В некоторой степени он должен состоять из сведений, которые содержатся в настоящее время в курсах 6-го и частично 7-го и 8-го классов. Учащиеся знакомятся с важнейшими свойствами основных оболочек Земли, с процессами, происходящими в них. Здесь же учащиеся знакомятся с понятиями природно-территориального комплекса, географической зональности и азональности на примерах отдельных материков и океанов.

В этом курсе даются основные физико-географические сведения с таким расчетом, чтобы к ним больше не возвращаться. При этом возникает возможность избавиться от частных и достаточно сложных вопросов, благодаря чему курс становится, с одной стороны, более упрощенным, более компактным и в то же время в нем имеются сведения, соответствующие современным научным взглядам и тенденциям. Учитывая, что мы исходим из принципа логического мышления, а не запоминания, важно на примере более подробного рассмотрения одного материка или океана предоставить возможность ученику самому разобраться в особенностях других материков и океанов, т. е. главная задача – научить учащегося учиться, работать, мыслить географически.

Следует также отметить, что поскольку данный курс предлагается в 7-м классе (а не в 6-м, как предусмотрено действующей программой), то в большей степени учитываются и возрастные особенности учащихся.

Курс общего землеведения рассчитан на 68 часов.

В 8-9-х классах предлагается курс «Страноведение», в котором упор делается не на изучение отдельных материков, а на изучение цивилизационных регионов и отдельных стран-ключей внутри них, причем эти регионы могут даже выходить за рамки одного материка.

Курс начинается не с изучения родного края России, а с изучения мира. Этот вопрос на первый взгляд может показаться второстепенным, но на самом деле за ним стоят сложные социально-национальные проблемы. Курс изучения своего края и страны необходим; его может быть следует даже усилить, опять же через гуманизацию и гуманитаризацию, но нужно делать это на завершающем этапе с тем, чтобы «инстинкт сохранения места», свое, национальное наложилось на интернациональное. Курс «Страноведение» — интегрированный, гармонично сочетающий в себе элементы физической и общественной географии. В этот курс наряду с изучением других стран гармонично вплетается и Россия; причем на изучение России отводится гораздо больше времени, чем на любую другую страну или регион – весь 9-й класс. Главная методическая задача включения России в курс «Страноведения» – показать не исключительную роль России с ее особым предназначением и особым путем развития, а ее современное состояние и будущее развитие в качестве неотделимой части мировой цивилизации. Курс охватывает всю географическую систему: природа – население – хозяйство и рассчитан на 136 часов (2 года по 68 часов).

В 10-11 классах предлагается ввести новый курс – «География современного мира», в котором в отличие от ныне действующего «Экономическая и социальная география мира» будет отражена, причем весьма значительно, и российская тематика. В этом курсе Россия должна быть показана с глобальных позиций как составная часть мира. Российский школьник должен почувствовать себя не только россиянином, но и жителем нашей планеты. Курс «География современного мира» имеет преимущественно гуманитарную направленность, главная цель которого – знакомство с наиболее острыми проблемами современности. Курс носит интегрированный характер, состоит из элементов экономики, экологии, социологии, истории, политологии, демографии, этнографии, философии, и дает целостную и одновременно противоречивую географическую картину современного мира и ее пространственно-временную изменчивость. Предлагаемый курс отличается от сегодняшнего курса «Экономическая и социальная география мира» большей проблемностью, большим уклоном в сторону глобальных проблем за счет ослабления внимания к отдельным отраслям и регионам мира, более широким спектром охватываемых вопросов. Курс рассчитан на 102 часа.

Такова суть предлагаемой инновационной концептуальной модели среднего географического образования в нашей стране. Нетрудно видеть, что в концептуальной основе стратегии реформирования географического образования лежат новые представления о его содержании и структуре, опирающиеся на достижения современной географической науки, которая может и должна сыграть решающую роль в коренной перестройке российского среднего географического образования.

Проведённое исследование позволило сделать основные выводы, которые выносятся на защиту:

1. Географическое образование должно быть тесно увязано с перспективами глобализации. В связи с этим по-новому сформулирована основополагающая задача географического образования: опираясь на достижения современной географической науки, воспитать сознательного гражданина, патриота России, способного участвовать в формировании гражданского общества, решать личные и профессиональные задачи, опираясь на географические знания о процессах, происходящих в стране, отдельных регионах и в мире. География как дисциплина, раскрывающая взаимозависимость и взаимодействие различных природных и социальных явлений на территориях разного масштаба, должна стать одним из лидеров образовательного процесса.

2. Важнейшим элементом географического образования должна стать концепция постиндустриализма и связанная с ней концепция устойчивого развития. Концепция постиндустриализма предсказывает углубление географического и социального неравенства. Только развитые страны, вступающие в постиндустриальную фазу, опираясь на свой научно-технический потенциал, в принципе могут реализовать положения устойчивого развития. В то же время подавляющее большинство остающих стран этого сделать не могут. Поэтому реализация идеи устойчивого развития на глобальном уровне представляется весьма иллюзорной.

3.Принимая во внимание, что реализация концепции устойчивого развития представляется нереальной, тем не менее, учитывая, что эта концепция приобрела Такое же тестирование было проведено автором в одной из средних московских школ в 8-м классе, т. е. когда заканчивается изучение физической географии. Результат получился аналогичным. Особое удивление вызывает тот факт, что у подавляющего большинства выпускников в аттестате зрелости по географии стоят хорошие или отличные оценки. Среди них немало и медалистов.

Из сказанного напрашивается вывод: школа не обеспечивает федеральный уровень образования, регламентированный государственным стандартом, завышает фактический уровень знаний и не способствует повышению социального статуса географии.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 6

Рис. 5.

широчайшее международное признание, несет с собой огромный воспитательный потенциал, предлагается не отказываться от неё, а наоборот поддержать, но при этом всегда помнить, что по своей сути – это комплекс мероприятий, связанных с охраной природы в том или ином регионе, и не имеющий ничего общего с устойчивым развитием.

4. Для исследования корреляции процессов устойчивого развития и процессов постиндустриализации была проведена оценка зависимости индекса мер по охране окружающей среды и доли населения, занятого в сфере услуг. Была выявлена экспоненциальная зависимость: чем выше степень постиндустриальности в отдельных странах, тем большие меры предпринимаются в этих странах по предотвращению деградации окружающей среды. При этом были выделены четыре группы стран.