ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Глобализация и элементы постиндустриальной трансформации, все глубже затрагивающие различные структуры российского общества, ставят перед ним совершенно новые задачи, решение которых невозможно при отсутствии современного географического мышления у управленцев, менеджеров, предпринимателей, работников многих других профессий. В то же время среднее географическое образование в нашей стране остается консервативным, сохраняя в основном то содержание и ту структуру, которые сложились более полувека назад. Между тем необходимость их приведения в соответствие с современными условиями и задачами диктуется как потребностями общества, так и потребностями самой географии, стремящейся быть возможно более востребованной в условиях глубоких преобразований, происходящих во всех сферах общественной жизни.

В работе рассматриваются только проблемы реформирования всеобщего среднего географического образования, поскольку высшее географическое образование не является всеобщим и посему не оказывает ощутимого влияния на образовательный уровень широких слоев населения и, следовательно, может являться темой отдельного исследования.

Проблемы совершенствования среднего образования можно отнести к тем проблемам современной России, которые сегодня являются наиболее актуальными и практически значимыми как для всего общества в целом, так и для каждой семьи и для каждого отдельно взятого человека. И, если в довоенные и послевоенные годы советское образование, несмотря на множество отрицательных сторон, считалось одним из лучших в мире, то сегодня среднее образование в России переживает глубочайший кризис.

Основной целью реформирования российского образования должен быть выход на качественно новый уровень его развития, обеспечивающий решение важнейших проблем, стоящих перед обществом в связи с модернизацией российской экономики. В системе общего среднего образования географическому образованию принадлежит особая роль. Его стратегическая задача – формирование представлений о путях решения важнейших проблем нашей страны и ее месте в мире. В этом контексте роль географического образования трудно переоценить, так как именно география, изучающая пространственно-временные взаимосвязи природно-антропогенных систем, объединяет изучение естественных и общественных явлений и процессов. География привязывает их к конкретной территории и, как следствие, – может и должна стать локомотивом гуманитарного образовательного процесса. Географическая культура и географическое мышление – вот два критерия, которые в значительной мере сегодня определяют личностный потенциал гражданина страны. Трудно выделить какую-либо область нашего бытия, где не были бы востребованы указанные критерии. История знает немало примеров тактических просчетов и стратегических ошибок, к которым приводит отсутствие географической культуры у тех, кто принимает ответственные решения.

Однако мы сегодня сталкиваемся с крупнейшей общенациональной проблемой, представляющей собой, на наш взгляд, существенную угрозу социально-экономическому развитию нашей страны, нашей национальной безопасности, причем угрозу, инициируемую «сверху». Проведенные исследования показывают, что уровень географического образования у выпускников средних школ крайне низкий. И что самое тревожное – Министерство образования и науки РФ проводит федеральную политику, направленную на ликвидацию географического образования в России, несмотря на многочисленные протесты со стороны учителей, ученых, преподавателей вузов. Федеральные власти России практически ничего не делают для изменения ситуации. Разрабатываются новые государственные стандарты географического образования, тесты для Единого государственного экзамена (ЕГЭ), пишутся новые учебники, новые методические пособия, но при этом до сих пор государство не имеет федеральной стратегии развития среднего географического образования. Бессмысленно разрабатывать государственные стандарты и выпускать новые учебники, не имея стратегической цели образования, коей должна являться федеральная концепция географического образования, носящая законодательный характер.

Программа по географии, ее структура, несмотря на определенные изменения, остаются в основном неизменными вот уже более полувека. К концу ХХ века радикально изменилась географическая наука, радикально изменился мир и, наконец, радикально изменились сами дети. Все это не было учтено в новых программах по географии и явилось причиной отторжения в общественном сознании географического образования от образования в целом.

Российская академия образования (РАО) в этой ситуации сделать ничего не может. В то же время ученые-географы, к сожалению, оказались в стороне от этого процесса и не смогли реально подключиться к отстаиванию интересов российского общества в области географического образования.

Актуальность темы, её практическая значимость и вместе с тем недостаточная теоретическая и методологическая разработанность вопросов реформирования географического образования обусловили целевую направленность и задачи данного исследования.

Объектом исследования являются содержание и структура среднего географического образования в Российской Федерации в условиях глобализации и постиндустриальной трансформации мирового порядка с учетом тех изменений, которые происходят в России в последние годы.

Предмет исследования – современная географическая наука и её решающая роль в реформировании содержания и структуры российского среднего географического образования в условиях глобализации и постиндустриализации тенденций мирового развития.

Цель исследования – разработка инновационной концептуальной модели среднего географического образования в России в условиях глобализации и постиндустриальной трансформации, учитывающей современное состояние географической науки и влияние ее социальных аспектов на развитие теоретических основ среднего географического образования.

Для достижения отмеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— проанализировать и выявить особенности взаимосвязей процессов постиндустриализации, устойчивого развития и географического образования;

— обобщить и проанализировать те географические идеи и тенденции, которые затрагивают теоретическую сторону развития среднего географического образования;

— определить цели и задачи среднего географического образования в условиях окончания «холодной войны», постиндустриальной трансформации общества, глобализации мирового порядка и поиска путей его устойчивого развития;

— выявить современные тенденции развития концептуальных основ среднего географического образования в нашей стране и за рубежом;

— обосновать необходимость реформирования содержания и структуры среднего географического образования, являющегося прерогативой исключительно географической науки, как главного направления реформирования среднего географического образования.

Теоретические основы исследования. Исследование основывалось на работах советских, российских и зарубежных специалистов. Составляющая предмет исследования проблематика находится на стыке географии и географической педагогики. Это обстоятельство определило разнохарактерность и многодисциплинарность использованных идей и литературных источников.

В работе рассматривались актуальные направления теоретической мысли в географии с точки зрения образовательных задач (В. А. Анучин, А. Д. Арманд, Н. Н. Баранский, Д. Белл, Л. С. Берг, И. А. Витвер, В. И. Вернадский, В. В. Вольский, Н. Ф. Глазовский, П. Джемс, А. Б Дитмар, С. П.Евдокимов, В. Л.Иноземцев, А. Г. Исаченко, В. М. Котляков, С. В. Калесник, В. А. Колосов, Н. Н. Колосовский, С. Б. Лавров, Д. Л., Лопатников И. М.Маергойз, В.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 1П.Максаковский, К. К. Марков, Я. Г. Машбиц, Н. К. Мукитанов, Н. Н, Моисеев, В. С. Преображенский, Н. Н. Родзевич, Ю. Г. Саушкин, Г. В. Сдасюк, Л. В.Смирнягин, Б. В. Сочава, П. Хаггет, Д. Харвей, А. Т. Хрущев, Р. Чорли, М. Д. Шарыгин, В. А. Шупер и др).

Были проанализированы почти все отечественные концептуальные теории среднего географического образования (И. И. Баринова, А. М. Берлянт, В. Богучарский, Т. П. Герасимова, В. П. Дронов, А. В. Даринский, В.-Р. Крищунас, В. П. Максаковский, Н. Н.Петрова, В. С. Преображенский, С. В. Рогачев, М. В. Рыжаков, Н. М. Сватков, Д. П. Финаров) и общие проблемы среднего географического образования (В. В. Барабанов, И. И. Баринова, Н. Н. Баранский, Н. Ф. Винокурова, Т. П. Герасимова, И.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 1В. Душина, А. В. Даринский, Т. С. Камерилова, Т. С. Комисарова, В. А. Коринская, В. П. Максаковский, Г. Н. Максимов, В. В. Николина, Н. Н. Петрова, Э. М. Раковская, Н. Н. Родзевич, Л. М. Панчешникова, М. В. Рыжаков, А. Ю. Скопин, И. Т. Суравегина, Э. Л. Файбусович, Д. П. Финаров, Н. М. Чернова, В. А. Щенев и др.).

Методология и методы исследования. В данном исследовании обобщаются результаты по анализу развития отечественного географического образования и разработке новой концептуальной модели среднего географического образования.

Используемая в работе методология определяется междисциплинарностью темы и основывается на интегральном рассмотрении среднего географического образования, сочетающего в себе педагогические и научно-географические подходы. К наиболее важным методологическим построениям, способствующим нашему пониманию путей реформирования географического образования, можно отнести теоретические воззрения на развитие постиндустриального общества В. Л.Иноземцева, теоретические подходы Н. Н.Баранского и В. С.Преображенского, касающиеся первоочередной роли географической науки при реформировании образования; концепцию «от общего к частному» В.-Р. Крищунаса, С. В.Рогачева и др., а также В. Богучарского и З. Тимофеевой, «интегральную» теорию Т. П.Герасимовой, предусматривающую объединение содержания социально-экономической географии СССР (России) и зарубежных стран, а также новейшей истории России и мира.

Базовыми методами исследования явились: системный анализ, историографический (анализ развития географического образования в России (СССР) и за рубежом), хронологического среза, теоретико-аналитический (анализ философских, географических, научно-педагогических идей, изучение нормативной документации РФ об образовании, государственных стандартах образования и т. д.), эмпирический (социологические исследования, педагогический эксперимент), статистический, сравнительный, библиографический. Результатом их комплексного использования стала выработка системного подхода к решению поставленной научной проблемы.

Информационная база. Использованная статистическая информация включает различные индикаторы среднего географического образования. В качестве информационной базы использовались справочники статистических органов как российских, так и зарубежных, аналитические, программные и нормативные документы России и некоторых зарубежных стран. Были использованы архивные материалы, имеющиеся в ряде московских средних школ, а также материалы архива Министерства образования и науки РФ. За период с 1995 по 2004 г. г. автором были проведены интервью со старшими школьниками, абитуриентами, педагогами (российскими и зарубежными), сотни тестирований школьников и студентов-первокурсников.

Научная новизна исследования. Новизна проведенного исследования заключается в разработке инновационной концептуальной модели среднего географического образования, абсолютно необходимой в новых условиях глобализации и постиндустриальной трансформации всей общественной жизни в России. При этом:

— рассмотрены основные концепции современной географической науки, которые должны быть положены в основу географического образования;

— выявлена зависимость устойчивого развития стран от степени постиндустриализации и при этом доказано, что глобальное устойчивое развитие возможно исключительно при достижении всеми странами постиндустриального уровня развития, что даже в отдаленном будущем представляется маловероятным.

— выявлены и проанализированы состояние, динамика, национальная политика России в области среднего географического образования, начиная со второй половины XIX века и по настоящее время; при этом впервые сделан вывод о крайне неудовлетворительном состоянии географического образования в современной России, вскрыты социальные, методологические и содержательные корни этого состояния;

— выявлены современные тенденции развития среднего географического образования за рубежом;

— доказана необходимость реформирования содержания и структуры географического образования, как главного направления реформирования среднего географического образования в России.

Практическое значение исследования. Проведенное исследование преследует, прежде всего, практические задачи:

А) На базе разработанной концептуальной модели среднего географического образования предлагается принципиально новый курс географии в средней школе.

Б) Конечная цель предлагаемого нового курса — возвращение интереса детей к географии; это позволит будущими гражданами России осознать объективные реалии, правильно ориентироваться в проблемах, стоящих перед страной, таких как демографические и экологические, проблемах модернизации экономики и социальных институтов и др., более глубоко понять их интересы, что уменьшит возможность манипулирования ими со стороны как государственных, так и частных структур.