В следующем, XVII, столетии золотые рыбки, как, впрочем, и упомянутые фарфоровые чаны, стали «экспортироваться» из Китая в Европу. Заканчивая рассказ о разведении золотых рыбок в Китае, подчеркнем, что и сегодня это искусство не забыто там. Например, в городе Лючжоу в одном из парков есть большой пруд, в котором и поныне разводят золотых рыбок, как и сотни лет назад. Существуют, разумеется, и современные специализированные рыбоводные хозяйства, разводящие многих аквариумных рыб, прежде всего традиционных золотых рыбок.

Одно из таких хозяйств, производящее вуалехвостов, находится в пекинском парке Пей-хай кунг-юань. И, конечно же, только любовью китайцев к золотой рыбке можно объяснить тот факт, что даже одна из улиц современной столицы страны названа в ее честь — переулок Золотой Рыбки…

Вот мы уже и «нащупали» начало современной аквариумистики, ибо ясно, что золотые рыбки в Китае содержались и разводились исключительно для красоты.

Европа: от мрачного средневековья до просвещенного XIX века. Взаимопересечение аквариумистики и хозяйственного рыборазведения прекращается с распадом Римской империи и воцарением в Европе феодально-религиозных порядков и запретов на тысячу с лишним лет. В это время, известное под названием «средние века», вся жизнь человека регламентируется католическим духовенством. В ней нет уже места бесцельным — с точки зрения служения церкви и богу — занятия с красивыми рыбками. Этому сопутствовал и общий упадок культуры. Но само рыбоводство — хозяйственное, культурное, столовое — сохранилось в некоторой мере именно благодаря стараниям церкви.

Влияние высокоразвитой римской культуры, включая экономику и сельскохозяйственное производство, на население бывших имперских провинций оставалось огромным. Можно не сомневаться, что пруды и садки продолжали заводить галлы, задолго до того уже имевшие репутацию прекрасных рыбаков, а также новые переселенцы — варварские германские племена, осевшие на территориях, принадлежавших Риму, в Италии, Испании и Африке.

В начале V в. вторглись в Италию и разграбили Рим племена вестготов. Затем они осели в Галлии, где образовали в 418 г. раннефеодальное королевство со столицей в Тулузе. Мы не знаем, занимались ли вестготы рыбоводством, что очень вероятно, зато знаем, что именно они приняли первые во всей Европе законы об охране рыб в естественных водоемах. Этот факт говорит в пользу предположения о внимательном и активном отношении жителей королевства к рыбной отрасли своей экономики.

В конце V в. другие варварские племена — остготы наводнили Италию. С 493 г. здесь существует остготское королевство со столицей в Равенне. Его король — Теодорих Великий, чья гробница и развалины дворца и поныне сохраняются в Равенне, — повелел разводить карпов для своего стола. Поскольку в его государстве оказалось немало подданных — коренных римлян, надо думать, это предприятие было не очень сложным. Карпа для Теодориха разводили на краю остготской державы — в низовьях Дуная, откуда его доставляли в Равенну.

Большую роль в развитии средневекового рыбоводства сыграл и король франков Карл Великий. В 812 г. он издал указ следующего содержания: «Каждый управитель на наших земельных угодьях должен содержать рыбные пруды. Там, где они есть, он должен их умножить, если это возможно, а там, где прудов нет, их нужно создавать». Но королевские предписания скоро уже не требовались — за дело взялась могущественная церковь. Вот здесь мы подходим к ответу на вопрос о том, какую роль сыграла церковь в развитии рыборазведения в мрачные средние века.

Католицизм, господствовавший в Европе, был строг необычайно. Вовсю горели костры еретиков, ослушаться предписаний святой церкви не смел никто, даже короли и императоры. А предписания эти касались многих, если не всех, сторон повседневной жизни, включая, естественно, и рацион питания каждого верующего. Из его меню регулярно исключалась мясная пища: а именно по пятницам круглый год, затем перед всеми главными церковными праздниками и еще во время великого поста — сорок дней. В эти дни на столе место мяса занимала рыба, поэтому ее требовалось очень много.

В те времена рыбные промыслы Южной Европы, в частности Средиземноморья, были уже значительно подорваны. Одновременно в северных морях запасы рыб — сельди, трески — оставались еще малоиспользуемыми. Отсюда следовал естественный вывод: на юге Европы источником свежей рыбы могли быть преимущественно рыбоводные пруды, на севере в них не было особой необходимости.

Кормление сомов. Паттайя, Таиланд, Фото фотография
Кормление сомов. Паттайя, Таиланд

Конечно, основная часть рыбы доставлялась из морей, главным образом северных, прежде всего из Балтийского. Но и рыбоводство понадобилось — наибольшее развитие оно получило в хозяйстве монастырей. Ученая братия монахов и их наставников ревностно соблюдала упомянутые мясные запреты, а ждать привоза морской рыбы и тем более платить за нее большие деньги было не с руки.

По некоторым данным, в Чехии начали строить и использовать специальные карповые пруды уже в XIII в. Рыбоводство в этой стране оказалось рентабельным, прижилось и начало широко развиваться. А через 300 лет, в XVI столетии, в Чехии появляется первое руководство, автором которого был известный рыбовод того времени Ян Дубрава. В Германии сам император Фридрих II интересовался рыбоводством. В 1230 г. он выпустил большую щуку в пруд в городе Хейльбронн, что было удостоверено прикрепленной к ней специальной меткой. Спустя 267 лет, в 1497 г., ее выловили, прочли текст метки и измерили. Щука весила более 8,5 пуда, достигала в длину 6 м и была от старости совершенно белая…

Рыбоводство как отрасль сельского хозяйства стало развиваться по всей Европе и к XIV в. достигло расцвета. Пруды обычно устраивались вблизи городов, в них запускали для размножения и развития местную рыбу — линей, карасей и привозных карпов. Пруды были спускные, что говорит об уровне гидротехнических знаний того времени. Знать — короли, герцоги и бароны — практиковала, однако, другой, более простой путь, известный еще со времен древнеримских патрициев, — выдерживание в садках дорогих привозных рыб. С тех пор сохранился целый ряд правил, применимых в практике разведения рыб и сегодня. Среди них указание на необходимость выращивания карпов отдельно по каждой возрастной группе, целесообразность разделения нерестовых и нагульных прудов, ведение прудов зимовальных, графики кормления, борьба с болезнями и т. п.

В 1420 г. аббат Пеншон написал манускрипт, где обобщил свой многолетний опыт успешного разведения форелей в водоемах Реомского монастыря во Франции. Он, вероятно, разводил и других ценных рыб, которые не размножались в условиях монастырских прудов. Но упомянутый манускрипт, найденный и впервые опубликованный лишь в 1854 г., содержал руководство только касательно нежной и капризной форели.

В последующие, XVI-XVII, вв. рыборазводные пруды начинают закладывать повсеместно по всей Европе. Источники того времени утверждают, что занятие это — разведение рыб в прудах — стало «увлекательным и всеобщим». Тогда же появились и первые запреты, ограничения. Император Священной Римской империи германской нации Рудольф Второй запретил закладку новых прудов без получения от властей специального разрешения. Этот шаг, надо полагать, был вызван необходимостью поставить рыбоводные хозяйства под налоговый контроль казны.

Рыбоводное экспериментирование и его увлекательность постепенно готовили почву для любительского декоративного рыборазведения, однако его время еще не пришло. Но научно-познавательный интерес к природе вообще и биологии рыб в частности уже становился самостоятельной сферой натурфилософии. Таково было требование времени — эпоха Возрождения полностью вступила в свои права.

Лорд-канцлер английского короля Якова Первого Стюарта, вошедший в историю как «родоначальник английского материализма», Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) провозгласил новое для своей эпохи «научное кредо»: цель науки — обретение власти над природой (а не познание «божественной сути вещей»), метод — прямой опыт, эксперимент. В книге «Новая Атлантида», написанной в 1623 г., Ф. Бэкон излагает принципы построения идеального утопического государства, где большая роль отведена, в частности, ученым. Один из руководителей «Общества Соломонова дома» — в нашем понимании что-то вроде тамошней «академии наук» — дает европейским путешественникам «интервью». В нем излагаются взгляды Бэкона на перечень необходимых первоочередных исследований: «Есть у нас обширные озера, как соленые, так и пресные, служащие для разведения рыбы… Из гнили выводим мы различные породы змей, мух и рыб, а из них некоторые преобразуем затем в более высокие виды живых существ… Есть у нас особые водоемы, где подобные же опыты производятся над рыбами«. Из этого отрывка видно, что «исследование» ставило своей целью не только рыбохозяйственные, но и в каком-то смысле «эволюционные» задачи.

В это же время, точнее, на протяжении всего XVII столетия в Европе делались и прямые попытки декоративного рыборазведения. В 1611 г. из Китая впервые завезли уже известные нам фарфоровые чаны в ряде случаев даже вместе с диковинными красивыми золотыми рыбками. Но мало кто из их новых владельцев мог правильно ухаживать за рыбками, и они, естественно, очень быстро вымерли. Были и научные наблюдения. Житель Страсбурга Балднер уже в 1666 г. ловил местных рыб и наблюдал за ними через прозрачную стенку стеклянного сосуда. Вероятно, он первый обратил внимание на вьюна как предсказателя погоды. Это наблюдение оказалось довольно точным, о чем мы еще будем говорить ниже.