Листьями кроют крыши

2-й проводник. Давайте посмотрим, как питон завораживал Бандар-Логов своим «танцем».

Демонстрируется отрывок из мультфильма. На фоне отрывка звучат слова автора:

Автор. «Он дважды или трижды свернулся в большое двойное и тройное кольцо, покачивая головой справа налево. Потом начал выделывать петли и восьмёрки и мягкие, расплывчатые треугольники, переходящие в квадраты и пятиугольники, не останавливаясь, не спеша и не прекращая ни на минуту негромкого гудения. Становилось всё темнее и темнее, и напоследок уже не видно было, как извивается и свивается Каа, слышно было только, как шуршит его чешуя».

1-й проводник. Удав молниеносно обвивает схваченную добычу двумя или тремя кольцами тела и сдавливает до тех пор, пока у жертвы не остановится дыхание и сердцебиение. Огромная добыча проглатывается без разжёвывания… Но для человека удавы не представляют большой опасности. Индийские крестьяне держат удавов в качестве домашних животных в основном для того, чтобы избавиться от некоторых грызунов.

2-й проводник. Вы наверняка обратили внимание, что каждая серия мультфильма начинается с того, что павлин распускает свой хвост. (Демонстрируется отрывок из мультфильма) Павлин – типичный житель Индии. В старину путешественники, возвращаясь из дальних стран, рассказывали про красоту этих птиц удивительные истории. Так возникали сказки о жар-птице. Вот как говорится в одной сказке: «Каждое перо этой птицы так чудно и светло, что если принести его в тёмную горницу, оно так сияло, как будто было зажжено великое множество свеч». Павлин – крупная птица. Туловище его около метра, а хвост ещё два метра. Крылья у павлина короткие, летать на далёкие расстояния он не умеет, но может взлетать на деревья, где он ночует, спрятавшись в ветках. Зато бегает он очень быстро на своих высоких ногах. Питаются эти птицы травой и зёрнами, ловят и поедают змей. За необыкновенную красоту павлинов разводят для украшения дворцовых парков и садов, где они гуляют по зелёным лужайкам и радуют окружающих.

1-й проводник. Ещё один замечательный представитель джунглей – это слон. Огромное бочкообразное тело, ноги, как столбы, какая-то шишкастая голова с широченными ушами, длиннющий – до земли – хобот да пара торчащих изо рта бивней – таков облик типичных представителей отряда хоботных. Самым важным органом слона является, несомненно, хобот. Благодаря ему слон воспринимает запахи на расстоянии до 5 километров. Хобот служит слону и органом осязания, позволяя животному уверенно обходить все препятствия на своём пути, даже при движении в темноте. При водопое слон набирает хоботом воду (сразу 6-8 литров) и отправляет её в рот. Наконец, хобот, заменяющий слону палец, кисть руки и всю руку, способен поднять с земли мелкую монетку, сорвать пучок травы или ветку, вырвать с корнем дерево, ударить или схватить врага, а потом поднять его и бросить оземь.

2-й проводник. В Индии слон был приручен. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущихся башен. Индийцы поклонялись слону как божеству. Одним из главных богов был мудрый Ганеша, с телом человека и головой слона. В мультфильме слон Хатхи воплощает в себе мудрость и доброту. (Демонстрируется отрывок из мультфильма).

1-й проводник. Вы, наверное, обратили внимание, что Маугли помогает выбраться слонёнку с помощью лианы. У настоящих лиан стебли достаточно толстые и совсем негибкие, а даже, напротив, совершенно одревесневшие. К числу самых гибких лиан относятся ротанговые пальмы. В джунглях очень много лиан. Их тонкие молодые побеги быстро тянутся к свету вдоль любой подходящей опоры, будь то молодое или старое дерево. Ствол лианы резко утолщается только после того, как её крона станет получать достаточно света. Лианы либо обвивают опору, либо зацепляются за неё листьями, усиками, воздушными корнями. Побеги таких лазающих лиан могут достигать в длину 400 м. Они перекидываются с дерева на дерево, создавая высоко над землёй укрытия для обезьян, птиц и других животных.

2-й проводник. Одним из неблагоприятных климатических условий Индии является засуха (Демонстрируется отрывок из мультфильма). В индийских джунглях тропический климат с двумя сезонами – сухим и влажным, продолжающимися с июня по сентябрь. Засуха обязательно сменяется сильным дождём, который приносит муссон. После того, как заканчивается дождь, природа оживает с новой силой. (Демонстрируется отрывок из мультфильма) Купающийся в солнечных лучах верхний ярус тропического леса богат кронами цветущих деревьев, лианами, бромелиями и другими светолюбивыми растениями. Во время сезона цветения он оживает, заполняясь шумливыми пчёлами, мухами, колибри и другими опылителями. При взгляде на верхние кроны трудно удержаться от возгласов изумления. Они похожи на поднятое высоко в небо цветочное поле, где поселилось множество насекомых, часть которых никогда не спускается на землю.

1-й проводник. В джунглях деревья переплетаются ветвями. На одном большом дереве селятся очень многие цветковые растения, среди них есть и травянистые, и лианы, и даже небольшие кустарники и деревца – порой сотни растений. У некоторых видов есть присоски, с помощью которых они питаются соками хозяина. Но большинство добывают себе пропитание самостоятельно, из окружающей среды, дерево-хозяин служит им только опорой. Учёные называют такие растения эпифитами. Они не паразиты и иногда даже приносят пользу своим хозяевам. Эпифит может быть крошечным и едва выглядывать из развилки ветвей или свисать со ствола хозяина на много метров. Есть среди них и лазающие растения. У одних цветки невзрачные, у других – просто фантастической красоты, причём часто собранные в огромные роскошные соцветия.

2-й проводник. Помните, как Маугли забрался на высоченную пальму и оттуда сбрасывал кокосовые орехи? (Демонстрируется отрывок из мультфильма) В Индии растёт кокосовая пальма, которая даёт всё необходимое человеку для жизни. Из мякоти зрелых орехов – копры – получают кокосовое масло. Волокна, окутывающие орех, идут на изготовление дорожек, верёвок, занавесок. Сок незрелых орехов – прекрасный напиток. Листьями кроют крыши. Из сока ствола вываривают ароматный коричневый сахар, делают напитки. Скорлупа орехов идёт на топливо.

Где он

Ведущий. Подходит к завершению наше путешествие. Вы, ребята, узнали что-нибудь новое о животных и растениях джунглей? Что? О чём вам особенно понравилось слушать? (ответы детей). Помимо тех животных и растений, о которых вы сегодня узнали, джунгли богаты и другими представителями флоры и фауны. Это и крокодилы, и носороги, и попугаи, и кобры, и мангусты, и множество различных насекомых и красивейших растений, о которых можно много говорить. Джунгли очень опасны для неподготовленного человека. В одиночку в них не выжить. Это касается и зверей, и растений. Не зря ведь в мультфильме многие герои стараются помогать друг другу, выручать из беды и часто повторяют «Мы с тобой одной крови. Ты и я!». И, наконец, надо сказать, что джунгли – это одно из самых красивейших и экологически чистых мест на земле.

Литература

1. Бэшем, А. Л. Чудо, которым была Индия [Текст] / А. Л. Бэшем. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 614 с. – (Культура народов Востока);

2. Вадейша, М. Гимн вечной любви [Текст] / М. Вадейша // Всемирный следопыт. – 2005. – №4. – С. 85-89;

3. Дельеж, Р. Касты против страсти [Текст] / Р. Дельеж // ГЕО. – 2004. – №2. – С. 102-104;

4. Индийские пейзажи [Текст] // Я познаю мир: Дет. энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка / Авт.-сост. Л. А. Багрова; худож. Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ ред. О. Г. Хинн. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998. – С. 104-109;

5. Индийцы [Текст] // Щеглова, О. А. Нации и народы мира. Детская энциклопедия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 91-99;

6. Индия [Текст] // Весь мир. – Мн.: Литература, 1998. – С.203-209;

7. Киплинг, Р. Маугли [Текст]: Повесть-сказка / Р. Киплинг; пер. с англ. Н. Дарузес; худож. Н. Цейтлин. – М.: Дет. лит.,1982. – 172 с.

8. Мертини, А. Тропический лес [Текст] / пер. с нем. О. А. Коротковой; худож. Р. Цигер, Дж. Скотт. – «Слово», 1998. – 48с. – (Что есть что);

Обратили внимание

9. Мифы народов мира [Текст]. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992. – Т.2. К-Я. – С.151;

10. Нуждина, Т. Д. Мир животных и растений [Текст]. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду / Т. Д. Нуждина; худож. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – С.24, 72. – (Мои первые книжки);

11. Павлова, Е. Добрые гиганты [Текст] / Е. Павлова // Всемирный следопыт. – 2005. – №4. – С.99-105;

12. Скворцова, И. И. Животные в Индии [Текст] / И. И. Скворцова // Биология. – 2004. – №06. – С. 17-18;

13. Смирнова, Е. Розовый сон [Текст] / Е. Смирнова // Всемирный следопыт. – 2006. – №24. – С. 10-19;

14. Ульциферов, О. Г. Культурное наследие Индии [Текст] / О. Г. Ульциферов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – 875с.

15. Я познаю мир: Загадочные джунгли [Текст]: Дет. энцикл. / Авт.-сост. Н. Н. Непомнящий; худож. Н. В. Рызванова, Ю. А. Станишевский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002. – 397с.: ил.

Видеоматериалы

1. 80 чудес света в захватывающем кругосветном путешествии [Видеозапись]=Around the World in 80 Treasures. Ч. 3. От Индии до Шри-Ланки / Авт. сцен. и реж. Дэн Крикшенк. – М.: Ди Ви Ди – Клуб, 2007. – 1 DVD – диск (120 мин.) – (Загадки истории) – Производство: Великобритания, 2005;

2. Маугли [Видеозапись]: мультипликационный сериал / Реж. Р. Давыдов; авт. сцен. Л. Белокуров. – М.: Лазер-видео мультимедиа, 2005. – 1 DVD – диск (96 мин.). – (Золотая коллекция анимации). – Производство: СССР, 1973.